Педагогическое воздействие — это особая деятельность педагогов, цель которой состоит в достижении положительных изменений психологических характеристик учащихся (например, поведенческих моделей, отношения к себе и окружающим, потребностей, установок и др.)
Стили взаимодействия учителя и ученика
Взаимодействие учителя со своими учениками представляет собой важнейший процесс воспитательного влияния взрослого человека. Преподаватель должен иметь соответствующую подготовку к организации и поддержке взаимоотношений с учащимися.
Если обратиться к практической стороне, то отношения преподавателя и учащихся могут складываться не всегда оптимальным образом. В большей степени это зависит от стиля руководства, который заключается в присутствии характерной манеры и методик выполнения необходимых воспитательных функций.
Для преподавательской деятельности характерно 5 самых часто встречающихся стилей руководства:
- Автократический,
- Авторитарный,
- Демократический,
- Игнорирующий,
- Непоследовательный.
Автократический стиль предполагает единоличное управление коллективом, исключая опору на актив. Ученикам не дают возможность высказывания своих взглядов, критических замечаний. Они не вправе проявлять инициатив или претендовать на решение вопросов, которые их касаются. Преподаватель в этом случае последовательно предъявляет к ученикам требования, жестко контролируя их выполнение.
Для авторитарного стиля руководства присущи базовые аспекты автократического стиля. Тем не менее, при нем ученикам уже можно принимать участие в обсуждении затрагивающих их проблем. Окончательное решение при этом будет в любом случае принимать учитель в зависимости от собственных установок.
В случае следования демократическому стилю руководства преподаватели берут за основу коллектив, стимулируя высокую степень самостоятельности учащихся. В организации работы учитель стремится занимать положение «первого среди равных», проявляя определенную терпимость к критике и вникая в личные дела и проблемы своих воспитанников. Учащиеся привлекаются к обсуждению проблем коллективной жизни и вправе сделать выбор, при этом итоговое решение формулируется учителем.
Игнорирующий стиль характеризуется тем, что преподаватель стремится по минимуму вмешиваться в жизнь и деятельность учащихся. Он почти устраняется от руководства и ограничивается формальным выполнением обязанностей и административных указаний.
Для непоследовательного стиля присуще использование учителем в зависимости от внешних обстоятельств или своего эмоционального состояния любого описанного выше стиля (чаще всего того, который будет более выгоден ему в этот момент).
Педагогическое воздействие с помощью стиля руководства способно накладывать отпечаток на всю систему школьных взаимоотношений, включая то, каким образом учитель будет воспринимать учеников, и то, насколько часто будут происходить его конфликты с учащимися.
Парадигмы педагогического воздействия
В педагогике и психологии выделяют несколько парадигм педагогического воздействия. Они включают:
- Императивное воздействие,
- Манипулятивную стратегию,
- Развивающую стратегию.
Парадигма императивного воздействия отвечает за контроль поведения и установок человека, подкрепляя их и направляя в нужное русло. Она представляет собой функцию принуждения в отношении объекта воздействия и менее всего пригодна в педагогической практике, поскольку не учитывает актуальные состояния и отношения другого человека.
В основе манипулятивной парадигмы лежит проникновение в механизмы психического отражения. В этом случае знание используется для воздействия и формирования общественного мнения.
Психологическим условием развивающей стратегии является диалог. В ее основе лежит эмоциональная и личностная открытость партнеров, психологический настрой в отношении актуальных состояний друг друга, доверие и искреннее выражение чувств и состояний.
Виды педагогического воздействия
В рамках психологии педагогического воздействия по традиции рассматривают два основных вида: убеждение и внушение. Первое из них адресовано сознанию, воле ребенка и представляет собой логически аргументированное воздействие человека (группы лиц), принимаемое критически и выполняемое сознательно. Целью убеждения всегда является стремление добиться принятия взглядов, отношения и следования им в деятельности.
Внушение — это психологическое воздействие, отличающееся сниженной аргументацией. Оно принимается при наличии низкой степени осознанности и критичности. Суть такого воздействия состоит во введении в психику внушаемого человека установки, которая концентрируется на изменении психической деятельности, становящейся его внутренней установкой. Она регулирует психическую и физическую активность в случае наличия автоматизма.
В зависимости от способа воздействия выделяют прямое и косвенное внушение. Первое из них предполагает прямые и открытые распоряжения. Среди приемов педагогического воздействия необходимо выделить созидающие и тормозящие (приемы поощрения и наказания).
Поощрение представлено одобрением, похвалой (развернутое и аргументированное одобрение), благодарностью (групповая или индивидуальная форма положительной оценки), присвоением званий. Чаще всего оно выражено в материальной форме (например, подарок). Наказание выносится в форме неодобрения (отрицательный отзыв вербального или невербального характера), замечания, выговора, исключения из коллектива.
Материальная форма представляет собой опредмеченную материальным предметом похвалу. Она чаще всего подкреплена речевым обращением, которое способно усилить эмоциональное переживание ребенка. Лишение удовольствий представляет собой форму наказания, когда ребенка лишают предметов, которые дают ему положительные эмоции. Нельзя лишать возможности удовлетворять естественные потребности (в пище, сне и т.д.).