Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психология общения медицинского работника и больного

Роль общения между медицинским работником и пациентом

Без общения невозможно представить себе жизнь человека в обществе. Оно играет огромную роль в жизни и деятельности человека. Все сферы жизни человека развиваются и транслируются именно благодаря правильно построенному общению. Культура, искусство, образование, медицина, право и еще множество областей, которые невозможно представить себе без общения между субъектами и объектами деятельности. Передача опыта от поколения к поколению также происходит с помощью именно общения. Рассмотрим подробнее значение общения медицинского работника с пациентами и его влиянии на эффективность медицинской помощи.

Большинство людей уверено в том, что эффективность лечения их заболевания зависит от медикаментозного воздействия, но несправедливо было бы преуменьшать значение психологического фактора при взаимодействии пациента и медицинского работника.

Замечание 1

Огромное влияние на пациента оказывает отношение к нему медработника и правильный настрой в общении - именно они формируют положительное психологическое и эмоциональное состояние пациента.

Особенности взаимоотношений в лечебной деятельности

В процессе лечебной деятельности между медицинскими работником и пациентом формируется особая связь, по словам И. Харди ее можно назвать - «врач, сестра, больной».

В процессе общения неизбежен момент соприкосновения психологических особенностей пациента с психологическими особенностями медицинского работника. Помимо этого двустороннего общения, лицами, которые вовлечены в контакт с пациентом, являются: медсестра, узкие специалисты, специалисты по социальной работе.

Основной целью контактов между медицинским работником и пациентом является оказание медицинской помощи одним из участников общения по отношению к другому. Однако это совсем не означает, что заинтересован в таком взаимодействии только пациент и процесс имеет одностороннюю направленность. Медицинские работники по определению своей профессии не менее заинтересованы в построении конструктивного процесса общения, ведь это является его профессией и от этого зависит результативность его работы. У медицинского работника всегда есть собственные мотивы и интересы выстраивать эффективное общение с пациентом, которые и позволили ему выбирать именно медицинскую профессию.

«Психология общения медицинского работника и больного» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Условия построения эффективного взаимодействия между медицинским работником и пациентом

Для организации эффективного общения между медицинским работником и пациентом необходимо учитывать все имеющиеся психологические аспекты этого взаимодействия. Изучением этих закономерностей занимается медицинская психология, основной задачей которой является изучение мотивов и ценностей врачей, его представлениях об идеальном пациенте и ожиданий пациента от оказания врачебной помощи.

Основным моментом построения эффективного общения является построение бесконфликтного общения, которое возможно при наличии и у медработника и у пациента коммуникативной компетентности.

Определение 1

Коммуникативная компетентность – это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, результатом чего являются достижение взаимопонимания между партнёрами и правильное понимание предмета общения.

Коммуникативная компетентность является основной профессионально значимой компетенцией врача и медсестры.

При правильно выстроенном процессе общения между врачом и пациентом с процесс выздоровления идет значительно быстрее, а применяемое лечение более эффективно и имеет меньшее количество побочных действий и осложнений.

Огромную роль в процессе лечения играет умение врача выслушать пациента, это одно из самых необходимых условий для формирования контакта между участниками процесса лечения. Это умение позволяет не только осуществить более точную диагностику, но и наладить психологический контакт с пациентом. Доверие, возникающее между пациентом и медицинским работником, позволяет получить более полную и достоверную информацию о самочувствии пациента.

Виды общения между медицинским работником и пациентом

Выделяются следующие виды общения между медицинским работником и пациентом:

  1. «Контакт масок» - для этого вида характерно формальное общение. Медицинский работник использует определенные «маски» - вежливость, учтивость, скромность. Врачебная деятельность медицинского работника проявляется в незначительной заинтересованности в результатах взаимодействия.
  2. Примитивный вид общения - для данного вида общения характерно оценивание по степени «нужности». Если процесс общения выгоден одной из сторон, то участник активно вступает в контакт, если нет, то общение имеет формальный характер. Интерес к участнику контакта пропадает сразу вслед за получением желаемого результата.
  3. Формально-ролевое – в процессе данного общения регламентируется содержание и средства общения. Личность собеседника не важна, превалирующим является его социальная роль.
  4. Деловое общение - для данного общения характерен учет особенностей личности собеседника, его возраст, настроение, цели посещения помимо основной – лечения болезни. Однако при таком виде общения нет равноправного учета интересов сторон. Врач, рассматривая проблемы больного с точки зрения собственных знаний, самостоятельно принимает решения без согласования с заинтересованным лицом.
  5. Духовное общение - подразумевает возможность затронуть в беседе любую проблему, поделиться интимным вопросом.

Подводя итоги можно сделать вывод, что общение медицинского работника и пациента зависит от профессионализма специалиста, его коммуникативных способностей, особенностей психики и ответственности при выполнении профессиональной деятельности. Однако не стоит забывать и о том, что пациент также должен обладать вышеперечисленными качествами и осознавать, что медицинский работник тоже человек и имеет свои особенности и качества личности.

Дата последнего обновления статьи: 22.10.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot