Межэтнические отношения как предмет исследования психологии
Межэтнические отношения – это совокупность отношений между различными этнокультурными группами или их конкретными представителями.
В социальной психологии часто используются термины «межгрупповые отношения», «межгрупповое взаимодействие», «межэтническое восприятие», «межгрупповое общение», а общепринятое название области, которая изучает взаимодействие этнических групп, отсутствует.
Данный предмет отражают два наиболее широких термина – «межэтнические отношения» и «межкультурное взаимодействие».
Психологическая стратегия межкультурного взаимодействия является установочным образованием, которое регулирует групповое поведение, проявляющееся в определенной социальной ситуации.
В российской психологии термин «установка» более всего подходит для описания одного из компонентов поведенческой стороны, как считает И.Р. Сушков – это та граница, за которой уже начинаются реальные групповые действия.
Психологическую стратегию межкультурного взаимодействия, по мнению И.Р. Сушкова и его коллег, можно представить как совокупность установок представителей одной этнической группы относительно тех, кто проживает на этой же территории, и вступает в непосредственное с ними взаимодействие.
Являясь совокупностью социально-психологических установок, психологическая стратегия дает возможность осуществить прогноз психологического содержания этого взаимодействия.
Если соотнести психологию межэтнических отношений с социальной психологией в целом, то становится намного яснее. По мнению А.Л. Журавлева социальная психология занимается изучением психологических явлений, а они, в свою очередь, характеризуют индивида и группу как субъектов социального взаимодействия.
Это говорит о том, что предметом психологии межэтнических отношений будут психологические явления, которые характеризуют группы как субъектов межэтнического взаимодействия.
П. Н. Шихирев со своей точки зрения рассматривает межэтническое взаимодействие с позиций системного подхода, что является методологически верным.
Суть процессов этого взаимодействия лучше понимается, если данную проблему рассматривать именно с позиций системного подхода, а этническую группу рассматривать как коллективный субъект, который обладает представлениями относительно других субъектов межэтнического взаимодействия.
Таким образом, можно сказать, что рассматривая социально-психологический аспект межэтнических отношений изучать необходимо отражение субъектами межэтнических отношений систему их взаимодействия, которая выражается в ингрупповых и аутгрупповых установочных образованиях.
Все феномены, свойственные межгрупповым отношениям будут присущи и межэтническим отношениям – это ингрупповой фаворитизм, аутгрупповая дискриминация, межгрупповые конфликты, стереотипизация. Поскольку межэтнические отношения имеют специфические явления, то понятие межэтнических отношений включено в понятие межгрупповых. К специфическим явлениям относится этноцентризм, аккультурация, этническая картина мира и др.
Психология межэтнических отношений
В широком смысле слова межэтнические отношения понимаются как взаимодействие народов в разных сферах, а в узком смысле – это межличностные отношения разных по национальности народов.
Межличностные отношения происходят в трудовой, семейно-бытовой, соседской, дружеской сфере и являются видами неформального общения. Исходя из этого, разные науки к изучению межэтнических отношений подходят со своей точки зрения.
Этнологов интересует межкультурное взаимодействие, центром их внимания являются этнокультурные переменные.
Историков интересуют отношения между народами в ретроспективе.
Политическая социология занимается исследованием влияния характера межнациональных отношений на политическую обстановку в стране.
Этносоциологи и этнопсихологи имеют более близкий угол зрения и предмет исследований, что можно объяснить близостью объекта исследования и процессов, которые изучаются.
Однако, работающие в психологии этнопсихологи, занимаются изучением небольших групп, для которых иногда создаются специальные условия.
Межэтнические отношения включают в себя не только отношения сотрудничества или соперничества между группами, но и отношения к самим группам. Эти отношения могут проявляться в представлениях от позитивных характеристик и доходить до предрассудков.
В понимании этих отношений важную роль играет информация, распространяемая средствами коммуникации, создающая другую реальность в субъективном мире человека.
По своей структуре и способам выражения межэтнические отношения многообразны, но их значительная часть происходит на внешнем уровне, т.е. направлена на другие этносы.
Межэтнические отношения могут по своему содержанию далеко выходить за рамки стандартных представлений о «дружбе» и «вражде» между народами.
Рисунок 1. Регулирование межэтнических отношений. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Если на большой шкале с двумя полюсами, условно расположить все типы межэтнических отношений, то один полюс будет означать тенденцию к сближению, а другой полюс означает отдаление и даже деградацию.
Некоторые типы межэтнических отношений несут в себе обе эти тенденции, другие демонстрируют терпимое отношение друг к другу, что на условной шкале будет соответствовать «нулевой точке».
В межэтнических отношениях выделяются следующие типы:
- амальгамизация, этот процесс означает биологическое смешивание нескольких этнических групп, результатом которого является утрата своих этнических различий. Например, формирование русской нации является процессом смешивания поморов, варягов, татар, народов Сибири и Севера, восточных и прибалтийских славян; ассимиляция – культурное слияние этнической группы с доминирующим этносом;
- аккультурация – сохранение собственного этнического самосознания при взаимном проникновении этнических культур нескольких народов;
- партнерство – сотрудничество нескольких этносов в вопросах совместного проживания;
- патронирование при котором этносы добровольно сотрудничают в экономическом, политическом, культурном отношении с доминирующим этносом;
- паразитирование – это такой вид межэтнических отношений, при котором один народ извлекает выгоду для себя от использования ресурсов другого;
- ирредентизм – это ещё один вид отношений, когда рассеянные этносы стремятся к объединению в рамках единого государства.
Эти типы межэтнических отношений являются основными и для них в той или иной степени характерны интегративные тенденции.
Психология межгрупповых отношений
Межгрупповыми являются отношения между группами, включая этнические. Иногда под межгрупповыми понимают отношения между индивидами как представителями конкретных групп.
Практически все отношения между людьми становятся межгрупповыми при подобной постановке вопроса, тем более что человек является членом многих социальных групп.
Любые отношения индивидов, которые являются представителями разных групп, имеют личностную окраску, что приводит к межличностным отношениям.
Межгрупповые отношения оказывают влияние на межличностные в той степени, в какой люди, задействованные в них, воспринимают себя и других как членов какой-либо группы.
Межгрупповые отношения многие психологи рассматривают как отношения между их членами, возможно, потому чтобы не утратить предмет исследования.
Межгрупповые отношения детерминированы теми процессами, которые происходят в обществе, поэтому их изучением занимаются многие науки.
Из всех наук только социальная психология должна заниматься изучением отражения реальных межгрупповых отношений в сознании человека, именно она должна анализировать содержание и механизмы межгруппового восприятия.
Межгрупповые отношения необходимо рассматривать как отношения между группами, а межгрупповое восприятие как групповое образование, обладающее собственными характеристиками.
Среди них, прежде всего, выделяются:
- структурные характеристики – согласованность и унифицированность;
- динамическая характеристика – устойчивость межгрупповых социально-перцептивных процессов;
- содержательная характеристика, предполагающая связь когнитивных и эмоциональных компонентов;
- оценочность.
Такой специфический механизм межгруппового восприятия как внутригрупповой фаворитизм, заслуживает особого внимания. Суть его заключается в наличии тенденции благоприятствовать своей группе и членам этой группы при сравнении с другими.
В качестве примера внутригруппового фаворитизма можно привести этноцентризм – это свойство человека воспринимать и давать оценку жизненным явлениям через призму традиций и ценностей своей этнической группы, которая выступает своеобразным эталоном.
К показателям этноцентризма относится восприятие элементов своей культуры как естественно правильных по сравнению с другими культурами, обычаи своей группы рассматриваются как универсальные, нормы, роли и ценности своей группы неоспоримы, сотрудничество с членами своей группы естественно и этим надо гордиться, даже в том случае, если необходимо враждовать с другими группами.
Этноцентризм обусловлен особенностями культуры, поэтому может проявляться по-разному, а для групп характерной будет разная степень его выраженности.