Психология личности — это направление психологии, которое занимается изучением личности и различных индивидуальных процессов. Данная дисциплина пытается сформировать согласованную картину личности в её взаимосвязи с миром, жизнью и социумом.
Личность в психологии и деловой этике
Сегодня очень важно иметь знания в сфере психологии личности, поскольку процесс познания самого себя в качестве личности имеет огромное значение в развитии человека. Тема психологии личности актуальна по той причине, что жизнь людей зависит от того, насколько хорошо они знают и понимают себя.
Данное направление в психологии стремится исследовать личность и то, как она различается у людей. Оно рассматривает то, в какой мере люди похожи с позиции личности. Исследовав данные аспекты психологии личности, жизнь человека становится более комфортной и гармоничной.
Личность представляет собой невероятно сложное понятие. В сфере деловой этики и психологии до настоящего времени не предусмотрено одного конкретного определения данной категории. В общем виде личность представляет собой систему характеристик индивида, воздействующую на его убеждения, мотивацию, эмоции, поведение и окружающий мир.
В основе феномена личности лежит устоявшаяся модель мыслей, поведения и факторов мотивации. Их развитие происходит на протяжении всего жизненного цикла человека, влияя на восприятие человеком окружающего мира, его убеждений, отношения к миру и самовосприятия.
В рамках деловой этики основа личности человека представлена нравственностью в качестве внутреннего, духовного качества человека, потребности поступать в соответствии с требованиями этики и морали.
Основа деловой этики
Деловая этика (этика бизнеса) — это направление, которое только начинает развиваться как научная дисциплина в отечественной науке. Относительно недавно стали выпускаться монографии и статьи, которые посвящены нравственной основе предпринимательства. Курсы деловой этики уже входят в образовательные программы.
Тем не менее, российских исследований пока еще недостаточно, что также связано с тем, что они не отвечают требованиям практического характера. Их внимание, в первую очередь, сосредоточено на двух аспектах: влияние религии, морали и культуры в целом на поведение экономических субъектов; категория деловой этикет.
Этика представляет собой набор моральных постулатов, обязательных для выполнения. При этом проблема их применения в конкретных жизненных реалиях, как правило, не раскрыта. По этой причине обращение к зарубежному опыту помогает более детально сформировать область научной проблематики этого направления, что помогает российским предпринимателям и менеджерам использовать этические инструменты для решения практических вопросов бизнеса.
Если взять за основу современную западную литературу, то в предметную область этики бизнеса (деловой этики) можно включить:
- Теорию деловой этики;
- Нормативную этику (этическое направление);
- Проблемы использования этических принципов в процессе принятия решений в конкретных ситуациях (например, этическая поддержка решений);
- Вопрос социальной ответственности бизнеса.
Рассмотрение моральных аспектов бизнеса в рамках деловой этики происходит в широкой практической сфере, включая маркетинг и рекламу, использование интеллектуальной собственности, инвестиционную деятельность, управление кадрами, слияние и поглощение фирм, охрану окружающей среды и др.
Связь психологии и этики делового общения
Деловое общение — это необходимый элемент человеческой жизни и основное направление исследования в рамках деловой этики. Вечный и один из основных регулятор отношений представлен этическими нормами, в которых выражаются человеческие представления о добре и зле, справедливости (несправедливости), правильности (неправильности) поступков.
Общаясь в деловом сотрудничестве с собственными подчинёнными, руководителем или коллегами, каждый человек, так или иначе, осознано или бессознательно опирается на соответствующие представления (понимание человеком моральных норм). Какое содержание вкладывает и в какой мере человек учитывает нормы в общении, он облегчает деловое общение и может сделать его более эффективным. Знание основ этики помогает решить поставленные задачи и достичь цели.
Деловое общение рассматривает психология личности и деловая этика. Оно представляет собой общение, которое способно обеспечивать успех какого-либо общего дела или создает условия для сотрудничества.
Правильно выстроенное деловое общение помогает устанавливать и развивать отношения сотрудничества и партнёрства между работниками, руководством и подчинёнными, партнёрами, соперниками и конкурентами. Для него характерны способы достижения общих целей, не только не исключающие, но, наоборот, предполагающие также и достижение личных целей, удовлетворение индивидуальных интересов.
Психология содержит в теории знания о личности, которые позволят определить, в какой степени эффективными могут быть деловые отношения с конкретными людьми. Для обеспечения высокого уровня коммуникации управленцы должны знать не только основы психологии личности, но и делового общения. Все технологии общения, как правило, основаны на психологических знаниях.
В деловом мире необходимо обязательно учитывать, что в процессе общения между людьми может проявиться напряженность и даже конфликт (например, неуважение к чувству собственного достоинства). Неумелое использование слов чаще всего приводит к значительным информационным потерям, а следовательно, к сбою в исполнении служебных обязанностей.
Деловой этикет имеет особое положение в искусстве поведения. Если нарушать нормы поведения в быту или в обществе, то человек рискует потерять свою репутацию воспитанного человека. В рамках бизнеса подобные промахи могут стоить больших финансовых средств и карьеры.