Команда – это несколько человек, имеющих, как правило, разную квалификацию и объединяющихся для выполнения общей работы. На производстве команда отличается от бригады тем, что результаты ее работы не являются механической суммой труда ее членов. Это своего рода мозаика, в которую каждый человек внес собственную неповторимую лепту. Общий результат командной работы можно увидеть лишь в целостном виде.
Особенности и значение командной работы
Роль командной формы работы или организации труда оказывается настолько большой, что ряд ученых говорит о своего рода революции в организации производства. Например, известный теоретик менеджмента Р. Дафт писал, что в корпоративной Америке началась «тихая» революция. Она характеризуется тем, что все большее количество компаний переходят к использованию командных принципов организации труда.
Концепция командной работы стала определять новый облик организаций, Так, было проведено исследование 200 компаний из списка «500 лучших компаний» журнала Fortune. Результаты опубликовали в статье под красноречивым названием «Команда как главный герой», где убедительно доказывались преимущества командной работы перед суммарными усилиями одного человека, даже если он квалифицирован и трудолюбив.
Командная форма организации труда является настолько эффективной, что начинает вытеснять великое изобретение Генри Форда (конвейер в массовом производстве). Например, в автомобильном гиганте Volvo вместо сборочного конвейера весь цикл сборки автомобилей теперь осуществляют специальные сборочные команды. В этом случае результат перестает быть безликим, поскольку в паспорте изделия указывается конкретная команда, которая его собрала.
Психологическая сущность и показатели эффективности команд
Психологическая сущность команд состоит в сплоченности и ощущении причастности к общему делу у каждого участника. Люди должны видеть собственный индивидуальный труд в общей картине. Вместо соперничества здесь начинают говорить об объединении вокруг совместного дела.
В качестве показателей эффективности работы команды выступают экономические и психологические критерии. Первые из них представляют собой результат совместной деятельности, качество и размах. Психологические критерии эффективности включают следующие составляющие:
- Личную удовлетворенность каждого участника;
- Удовольствие от работы;
- Эффективное общение;
- Внутренний комфорт;
- Хорошие результаты совместного труда.
В соответствии с постановленными задачами, способами формирования и внутренним взаимодействием могут формироваться команды разных типов. Принято рассматривать 5 основных типов команд, включая вертикальные, горизонтальные, специализированные, самоуправляемые и виртуальные.
Вертикальная команда включает руководителя и 2-3 иерархических слоев подчиненных. Члены команды, имеющие более высокую квалификацию, занимают более значимое служебное положение. Вертикальной считается, например, хирургическая команда из 4 человек, во главе которой стоит врач-хирург. На следующей ступеньке располагается анестезиолог, а далее идет хирургическая сестра и медсестра-помощница.
Формирование горизонтальной команды происходит из работников примерно одного уровня. Они имеют разные специальности (специализации). Например, горизонтальной называется команда по сборке автомобиля. Один сотрудник здесь специализируется на сборке кузова, другой – ходовой части, третий – топливной системы, четвертый – электроники и т.д.
Создание специализированных команд необходимо для разового необычного задания, которое может быть не только важным, но и сложным. Как правило, для него необходимы уникальные креативные решения. Для самоуправляемой команды характерна высокая самостоятельность в выборе путей достижения цели. Перед такими командами даже цели ставятся в общем виде с расчетом на креативный поиск.
Виртуальная команда представляет собой совместную работу группы людей без личного контакта (например, через Интернет). Этот вид команд часто возникает в организациях, имеющих сетевую структуру.
Оптимальная численность команды и роли ее участников
Описание команд происходит с помощью двух основных характеристик: численности и ролей участников. Численность команды может варьироваться в широких пределах. Оптимальной чаще всего считают команду из 7 (±2) человек. Малые команды (2–4 человека) характеризуются более согласованными действиями, но при этом их профессиональные возможности ограничены.
Для больших команд (10 и более человек) присущ широкий деловой потенциал. Однако у них ниже организованность и более широкий разброс мнений. Более того, внутри больших команд иногда возникают неформальные микрогруппы. Это негативно влияет на общекомандную сплоченность.
В психологии командной работы большое значение имеют роли участников команды. Одна из теорий классифицирует их следующим образом:
- «Спецы» (самые квалифицированные и трудолюбивые участники);
- «Гармонители» (активно влияют на сплоченность команды, создают конструктивный психологический климат);
- «Наблюдатели» (вносят относительно небольшой вклад в общий совокупный продукт);
- «Смешанные» (серединное положение).
Социально-психологические процессы в команде представляют собой динамику характера межличностных отношений внутри нее. Принято выделять 4 типа процессов в командах - развитие, сплочение, формирование командного мнения, межличностные трения.
Развитие команды происходит в 3 этапа: создание, «притирка», совместная работа. Формирование команды помогает охватить ее организацию, знакомство, внутреннюю оценку участников в новом качестве. Эта стадия предполагает некоторую неопределенность и смятение. Члены команды пытаются осознавать и занимать собственные роли и социальный статус в команде.