Психология искусства — это отрасль психологической науки, занимающаяся исследованием закономерностей процесса восприятия и понимания людьми произведений искусства. Это направление так же ведет исследование особенностей психической деятельности писателей, живописцев, композиторов при создании ими своих произведений.
Понятие и особенности психологии искусства
Психология искусства предполагает определение самых общих закономерностей всех видов художественной деятельности. Она помогает раскрывать механизмы становления личности человека в качестве творца путем анализа различных форм воздействия искусств на людей.
Специфика психологического подхода к искусству, с одной стороны, предполагает рассмотрение критериев психологического теоретизирования, а с другой, определение категории искусства. Исследование произведений искусства как таковых не включено в традиционный перечень интересов психологии. Тем не менее, если обратиться к «Психологии искусства» Выготского, то можно найти анализ именно самих произведений.
Таким образом, психология искусства определяется как раздел общей психологии. Она занимается изучением процессов создания и восприятия произведений искусства, рассматривая сами произведения под ракурсом приемов и средств воздействия, объективированных в их структуре.
Психологию искусства никогда не относили в состав основных разделов или сфер психологической науки. Многие психологи до настоящего времени не воспринимают это направление серьезно. Тем не менее, последние двадцать лет интерес к психологии искусства стал увеличиваться. Ученые связывают этот процесс с ростом общего интереса к личности и области человеческого духа.
Об искусстве писали и пишут очень много. Этим занимаются философы, педагоги, психологи, искусствоведы. Эксплицитные или имплицитные теории искусства, которые рассматриваются в различных работах, являются весьма разнообразными и многочисленными.
Первые специальные исследования в области психологии искусства сразу обнаруживали междисциплинарный характер. Не любые школы и направления психологической науки считаются одинаково близкими к разработке проблемы психологии искусства. Главную роль в эстетико-психологическом анализе играют 3 направления:
- Ассоциативная психология, которая исследует способы объединения представлений по определенным правилам;
- Гештальтпсихология, разрабатывающая природу психики человека с точки зрения целостности;
- Теория бессознательного.
Подходы к психологии искусства
Психология искусства — это направление, которое проводит разработку психологических вопросов художественного воспитания и эстетического развития. Специфика этого направления в отношении других дисциплин, изучающих искусство, состоит не только в ее предмете, но и в совокупности методов.
Сильная сторона психологии искусства представлена владением экспериментальной методологией и возможностями выстраивать собственные концепции, взяв за основу не только теоретические соображения и данные самонаблюдения, а также экспериментально полученные факторы. Данная дисциплина занимается изучением конкретных частных механизмов, включая тонкие индивидуальные различия восприятия и воздействия искусства.
Принято рассматривать несколько основных подходов психологии искусства к исследованиям:
- Искусствоцентрический;
- Теоретико-нормативный;
- Механистический;
- Когнитивно-аффективный;
- Деятельностный.
В центре внимания искусствоцентрического подхода стоит само произведение искусства. Данный подход не может описывать ситуацию реального взаимодействия между произведением искусства и личностью.
Основа теоретико-нормативного подхода лежит в нормативной модели полноценного, адекватного и развитого типа эстетического восприятия. В этом подходе главным считается то, в какой мере процесс восприятия будет ближе к эталонному восприятию, которое предусмотрено теоретической моделью. Это направление способно увести исследователей от качественного анализа личного своеобразия соответствующих вариантов взаимодействия личности и произведений искусства.
Механистический подход, в основном развитый на Западе, определяет восприятие искусства в качестве результата механической работы некоторых интрапсихических механизмов, а не активности самой личности. Личность здесь играет пассивную роль.
Когнитивно-аффективный подход связал искусство и эмоциональную сферу человека. Он гласит, что эмоции, которые «работают» в искусстве, должны отличаться от прочих эмоций тем, что они становятся сублимированными.
Над деятельностным подходом работал Д. А. Леонтьев, который определял искусство в качестве механизма трансляции смыслов. Системно-типологический подход, разработанный Н. Л. Нагибиной, рассматривает в психологии искусства на первом месте фигуру творца.
Понятие искусства
Искусство представляет собой творческое отражение или воспроизведение действительности с помощью художественных образов. Оно считается одной из форм общественного сознания, мастерством, умением, знанием или делом.
Словарь Ожегова определяет искусство в качестве дела, которое требует определенного умения или мастерства. Даль рассматривал искусство как знание, уменье, развитую навыком или учением способность, мастерство, которое требует большого умения и вкуса.
Не существует объективных критериев, определяющих границу между настоящим искусством и его суррогатом. С другой стороны, специальные экспериментальные исследования отражают огромное значение общей ситуации и установки, создаваемой в отношении того или другого продукта творчества, в приписывании объекту статуса произведения искусства.
Например, одинаковый фрагмент компьютерной программы предъявляли одной группе в качестве собственно фрагмента, а другой показывали его как отрывок авангардистского стихотворения. Абсолютно разными в этом случае были характеристики фрагмента и отношение обеих групп к нему.