Сущность понятия «интеллект» и история его изучения
Интеллект в общей психологии понимается как общая способность к познанию и решению проблем, которая лежит в основе любых других способностей и влияет на успешность освоения любой деятельности.
Основу интеллекта составляют все познавательные способности: ощущения, восприятие, представление, внимание, воображение и мышление. Именно поэтому нельзя сводить интеллект только лишь к мышлению, хотя именно его операции составляют основу интеллекта.
Изучение интеллекта началось в первой половине 19 века: ученых интересовали возможности измерения и оценки интеллекта в связи с появившимся отбором в школы, а также воинские части. Так, А. Бине и Т. Симон создали первую батарею тестов для оценки уровня интеллекта для детей от 3 до 13 лет.
Авторы теста рассматривали интеллект как достигнутый к определенному возрасту уровень развития психических способностей, который проявляется в сформированности познавательных функций, а также степени усвоения умственных умений и знаний. Число правильно решенных задач отражает умственный возраст ребенка.
Несколько позже В. Штерн предложил измерять уровень интеллекта с помощью коэффициента интеллекта, который выражается через отношение умственного интеллекта к хронологическому возрасту ребенка.
В США шкала А. Бине и Т. Симона была трансформирована группой разработчиков под руководством Л. Термена и получила название «Стэнфорд-Бине». И на сегодняшний день эта методика часто используется для оценки интеллектуального развития детей.
Уже в 1937 году Д. Векслер предложил шкалу оценки интеллекта не только для детей, но и для взрослых: его шкала существенно отличалась от стэнфордской модификации в первую очередь тем, что задания там были одинаковыми для всех возрастов. Оценка интеллекта определялась по числу правильно данных ответов, а затем оно сравнивалось со средним числом ответов испытуемых данной возрастной группой.
Теории интеллекта
Повальный интерес к созданию тестов на интеллект поставил одну глобальную проблему: непонятно, что конкретно выявляют эти тесты. Поэтому в начале 20 века исследователи активно занялись вопросом исследования структуры интеллекта.
Исследователи первого направления рассматривали структуру интеллекта как совокупность относительно независимых умственных способностей. Л. Терстоун разработал мультифакторную модель интеллекта, согласно которой существует ряд относительно независимых умственных способностей.
Наибольшее распространение в этом направлении получила модель Дж. Гилфорда, который выделил 3 измерения интеллекта:
- умственные операции,
- особенности материала, используемого в тестах,
- полученный интеллектуальный продукт.
Комбинация всех этих параметров дает 120 интеллектуальных факторов («куб» Гилфорда), которые, по мнению автора, являются автономными способностями. Часть из этих факторов удалось эмпирически выявить в исследованиях.
Исследователи второго направления фокусировались на идее, что есть некий общий фактор интеллекта, который определяет специфику и продуктивность всей интеллектуальной деятельности человека. Основоположником данного направления является Ч. Спирмен, он сформулировал концепцию «генерального» фактора (G-фактор), подразумевая под этим общую умственную энергию.
Помимо G-фактора существует также и S-фактор - это специфические способности, развитие которых необходимо для решения класса специфических задач.
Наиболее влиятельной в данном подходе является концепция интеллекта Р. Кеттела о двух видах интеллекта: текучем и кристаллизованном:
- Текучий интеллект выступает при решении задач, которые требуют приспособления к новым ситуациям. Он в больше мере обусловлен фактором наследственности.
- Кристаллизованный интеллект выступает при решении задач, требующих соответствующих навыков и использования прошлого опыта. Он в больше степени обусловлен влиянием среды.
Кроме этого, Р. Кеттел выделил также еще и парциальные факторы, которые связаны с активностью отдельных анализаторов, и факторы-операции (аналогичны S-фактору Ч. Спирмена).
Концепция Р. Кеттела занимает промежуточное положение между пониманием интеллекта как совокупности автономных умственных способностей и как единой общей способности.
Современный взгляд на природу интеллекта
На данный момент, несмотря на все попытки выделить новые элементарные интеллектуальные способности, большинство исследователей сходятся во мнении о том, что интеллект - это универсальная психическая способность.
С развитием кибернетики и общей теории систем наметилась тенденция в понимании интеллекта как познавательной деятельности любой сложной системы, способной к обучению, саморегуляции и целенаправленной переработке информации.
Как пишет Г. Айзенк, в его основе лежит генетически детерминированные свойств нервной системы, которые определяют скорость и точность переработки информации. Успехи в развитии психогенетики говорят нам о высоком уровне генетической обусловленности интеллекта, в наибольшей степени это характерно для вербального интеллекта, в меньшей степени - для невербального, поскольку он более тренируем.
Индивидуальный уровень развития интеллекта очень сильно зависит от индивидуальной среды развития: интеллектуальный климат семьи, порядок рождения ребенка (статистика показывает, что старшие дети бывают более интеллектуально одаренными, чем младшие), профессия родителей, широта социальных контактов и многообразие впечатлений в детстве.
Результаты исследований показывают, что нет прямой корреляции между высокой оценкой интеллекта и реальной успешностью в жизни: Р. Стернберг обратил внимание на то, что высокие баллы по интеллектуальным тестам и академическая успеваемость имеют невысокую корреляцию с последующей карьерой и жизненной успешностью человека.
Желание найти объяснение данному феномену привело исследователя к выделению двух типов интеллекта: академического и практического. Их различие определяется теми задачами, которые решает человек:
- академические задачи часто сформулированы кем-то другим, довольно конкретны и определены, для них, как правило, имеется разнообразная информация. Такие задачи предполагают в большей степени единственно верное решение и одним способом (в некоторых случаях - несколькими, но и их количество заранее определено);
- практические задачи: часто не сформулированы четко, они связаны с повседневным опытом и неопределенны, для них существует множество решений, каждое из которых имеет собственную ценность. Продуктивность практического интеллекта определяет интуиция и мудрость - как квинтэссенция опыта.