Психология имиджа — это направление психологии, образовавшееся на стыке двух дисциплин - психологии личности и имиджелогии.
Дисциплина "Психология имиджа"
Дисциплина «Психология имиджа» является одной из молодых дисциплин. Как правило, ее подробно изучают в вузах студенты, которые обучаются по специальности «Декоративно-прикладное искусство и дизайн».
Современные подходы к исследованию категории «имидж» вообще и формирование имиджа в качестве профессионально-обусловленного действия предопределены в первую очередь социально-экономическими факторами современного общества. С одной стороны, происходит интеграция некоторых областей жизни, а с другой люди начинают стремиться к индивидуализации личности и творческому самовыражению. Все это предопределило потребность современного человека в изучении имиджа.
Имидж рассматривается как социально-психологический феномен с разных сторон, включая законодателей, производителей и распространителей моды, а также ее потребителей. Очевидно, что современные СМИ дают возможность человеку апробировать собственные возможности во всех перечисленных ролях и направлениях деятельности в сфере моды.
Каждая личность для себя может стать творцом модного направления. Если она при этом обладает достаточной степенью харизмы, смелости, лидерскими качествами, то способна повести за собой и внедрить в собственное социальное окружение различные идеи и творческие планы. Она же становится первым потребителем своих воплощенных идей, далее по мере необходимости продвигая и даже производя продукты своего творчества.
Для того, чтобы воплощенная творческая идея была принята обществом, необходимо соблюдение нескольких условий, законов и факторов. Они влияют на трансформацию творческого продукта, когда он переходит из «просто продукта» в «модный продукт». Именно данные закономерности, факторы и условия рассматривает психология имиджа человека как дисциплина.
Основные понятия психологии имиджа
Психология формирования имиджа предусматривает определенное сочетание понятий, которое требует глубокого философского анализа. В целом психология представляет собой область знания, которая непосредственно ориентирована на носителя сознания.
Имидж рассматривается как феномен социального проявления. Он выражается через совокупность представлений, которые сложились в общественном мнении. Они касаются того, каким образом должен вести себя человек в соответствии со своим социальным статусом.
Анализ понятия «психология имиджа» предопределен не только семантической интеграцией двух терминов – «психология» и «имидж», но и деятельностью субъектов, которые изучают психологию имиджа в научном и практическом (эмпирическом) континуумах.
Имидж необходимо рассматривать с нескольких позиций:
- Форма ориентации поведения человека на образец, сформированный в его сознании;
- Отношения между людьми, в основе которых лежит статусная дифференциация;
- Наличие вызова на диалог (внутриличностный, людей друг с другом);
- Демонстрация социально-определенной принадлежности, которая детерминирована социальными причинами.
Предмет и методы дисциплины
В качестве предмета исследования психологии имиджа выступают явные и скрытые акты сознания (психики) личности субъектов имиджелогии. Психические проявления различных лиц часто радикально отличаются друг от друга. Это можно рассмотреть на примере мотивации личности.
Мотивационные факторы личности имиджмейкера представлены чаще всего реализацией творческого потенциала, известностью и признанием. Иногда это может быть амбициозность, а также материальная выгода. Мотив имидж-проекторов состоит в удовлетворении масштабированных управленческих потребностей.
Потребительские мотивы отличаются, но их можно свести к двум основным: мотиву достижения («быть в тренде», реализовать собственные жизненные цели и задачи) или мотиву избегания неудач (создание имиджа для того, чтобы «казаться», маскировка комплекса неполноценности).
Методология и методы исследования психологии имиджа представляют собой синтез методов, психологических технологий из различных сфер, включая социальную психологию и сферу моды.
Если взять за основу традиционную классификацию методов психологии Б.Г. Ананьева, то можно синтезировать базовые методы и для психологии имиджа человека. Они включают следующие методы:
- Организационные,
- Эмпирические,
- Методы обработки данных,
- Интерпретационные методы и др.
В состав организационных методов входит сравнительный, лонгитюдный и комплексный. Примером может быть процесс сравнения образов модных имидж-тенденций в ходе исторического развития или цикличность повторений элементов имиджа в разные времена. Анализ лонгитюдных (длительных) имидж-тенденций может быть проведен на примере имиджа врача, учителя, политика и т.д.
К группе эмпирических методов необходимо отнести наблюдение (в том числе самонаблюдение), экспериментальные методы; психодиагностические методики (тестирование, анкетирование, опрос, социометрия, интервью и беседа). Сюда же входит анализ процессов и продуктов деятельности (например, эскизов образов, профессиональных имиджевых предпочтений или деятельность имиджмейкеров в разных направлениях. Среди биографических методов в этой группе можно выделить анализ событий жизненного пути, социального статуса, профессиональной направленности и др.
Методы обработки данных включают количественный (статистический) и качественный анализ (например, разделение материала по группам или вариантам). К интерпретационным методам относят генетический и структурный. С помощью генетического метода появляется возможность интерпретировать весь обработанный материал исследования через характеристики развития.