Педагогика – это общественная наука, изучающая сущность, принципы, методы, закономерности и формы организации педагогического процесса как средства развития человека на протяжении всей его жизни.
Предмет педагогики
Процесс воспитания протекает по свойственным ему законам с проявлением устойчивых и неизбежных связей между отдельными частями. Соответствующие изменения приводят к определенным результатам. Данные закономерности выявляет и исследует педагогика.
Одним из практических направлений педагогики является неформальное образование. В качестве предмета педагогики как элемента научного знания выступает целостный педагогический процесс. Он направлен на развитие и формирование личности в следующих условиях:
- Воспитание,
- Обучение,
- Образование.
Объект педагогики представлен воспитанием, которое является сознательным и целенаправленным. Объектом также могут выступать явления действительности, характеризующие человеческое развитие при осуществлении целенаправленной деятельности общества.
Психология и педагогика в системе научного знания имеют собственную методологию. Она включает систему знаний об основаниях и структуре педагогической (психологической) теории, включая принципы, подходы и способы добывания знаний. Они отражают педагогическую (психологическую) действительность. Методология состоит из системы деятельности в области получения таких знаний и обоснования программ, логики и методов, оценке качества исследовательской работы.
Предмет психологии
В развитие психологи как части современного научного знания внесли свой вклад многие исследователи. Самостоятельной наукой психология становится в XIX веке, когда в это направление ввели эксперимент и стали совершенствовать методы исследования.
Психология представляет собой науку о психике и психических явлениях. Она изучает возникновение, протекание и проявление психологических явлений.
Психика является особым свойством, которое характерно для живых организмов. В ее основе лежит ВНД (высшая нервная деятельность). Она выражена в наличии способности отражать действительность и способности на основании формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать собственную деятельность (поведение).
Психические явления включают все то, что входит в состав внутреннего содержания человеческой жизни (что как переживание и как будто непосредственно дано личности). Проявление психики у человека происходит через несколько психических явлениях:
- Психические процессы;
- Состояния психики;
- Свойства;
- Психические образования.
Связь педагогики и психологии
Психология и педагогика входят в структуру современного научного знания. Эти направления как науки переплетаются между собой. Психология напрямую связана с обучением и воспитанием детей. В основе системы педагогических взглядов лежат данные науки о человеке, в том числе психология.
Педагоги, которые обладают психологическими знаниями, повышают эффективность обучения и воспитания своих воспитанников (учащихся). Для всестороннего воспитания человека его необходимо всесторонне изучить. В том случае, если педагогика не будет опираться на знания о природе психологических явлений, она превратится в простейший набор психологических советов и рецептов. В этой ситуации о ней нельзя говорить как о подлинной науке, которая способна помогать педагогам.
В развитии любых сфер педагогики могут возникать проблемы, которые предполагают проведение психологических исследований. Знание закономерностей осуществления психических процессов, динамики, формирования знаний, навыков и умений, природы способностей и мотивов, а также психического развития ребенка в целом играют большую роль в решении фундаментальных педагогических проблем. Например, они помогают определять содержание образования на различных этапах обучения, разрабатывать наиболее эффективные методы обучения и воспитания.
Основная цель воспитания состоит в формировании личности, которая соответствует требованиям развивающегося общества. Достижение данной цели состоит в исследовании закономерностей формирования личности, включая её направленность, способности, потребности, мотивы и т.д.
Педагогика очень органично связана с психологическим знанием и наукой. Предусмотрено несколько самых важных узлов связи между ними. Главным из них считается предмет исследования. Так, психология занимается изучением законов развития психики человека, а педагогика ведет разработку законов управления развитием личности.
Процессы воспитания, образования и обучения личности представляют собой не что иное, как целенаправленное развитие всех аспектов (психики, мышления, деятельности). Еще один важный момент – это общность методов исследований двух направлений. Большая часть научных инструментов психологического поиска с успехом служит решению собственно педагогических проблем. Примером могут быть такие методы, как психометрия, парное сравнение, психологический тест, анкета и др.
О наличии взаимосвязи педагогики и психологии в структуре современного научного знания могут говорить и базовые понятия психологии. При их применении в педагогической лексике они способствуют более точному определению явлений, помогая определить факты воспитания, образования, обучения и способствуя выяснению и определению их сущности в исследуемых проблемах.
Педагогика в качестве научной дисциплины использует психологическое знание. Оно помогает выявлять, описывать, объяснять различные педагогические факты. Так, результаты педагогической деятельности можно исследовать благодаря методам психологической диагностики. Сюда входят различные тесты, анкеты, опросы и др.
Своеобразным мостом между двумя научными направлениями как элементами современного знания выступает педагогическая и возрастная психология. Также связь показывают такие направления, как психология профессиональной педагогической деятельности, психология управления педагогическими системами. Большую роль в этом соединении играют многие психологические исследования из других областей образования.