Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психологическое взаимодействие и его модели

Определение 1

Психологическое взаимодействие – это способ реализации совместной деятельности. Для него необходимо разделение и кооперация функций, которые должны включать взаимное согласование и координацию индивидуальных действий.

Взаимодействие участников образовательного процесса

Основой построения модели психологического взаимодействия являются: принцип системного подхода к методам психологической диагностики и воздействия на личность, принцип субъектности (дети выступают в качестве субъектов собственной деятельности), принцип амплификации психического развития (максимальная реализация возможностей ребенка), принцип деятельности.

Принцип деятельности основан на теории психического развития. Она была раскрыта в трудах А. Н. Леонтьева и Д. Б. Эльконина. Центральное положение теории состоит в выделении значения деятельности в психическом развитии. Этот принцип значит, что в качестве ведущего способа процесса развития эмоционального интеллекта выступает организация взрослыми людьми активной деятельности детей. Эти действия включают формирование условий, при которых происходит активизация всех проявлений личности школьника.

Среди моделей психологического взаимодействия можно выделить следующие связи:

  • Ребенок – ребенок (свобода в общении со сверстниками, приобщение к нормам, развитие передачи образов, самовыражение через творчество, умение договариваться и конструктивно решать конфликтные ситуации);
  • Родитель – ребенок (признание свобод и прав ребенка, поддержка, сопереживание, гибкие ограничения, обсуждение ситуаций с помощью диалога);
  • Педагог – ребенок (признание личности и уникальности детей, приоритет развития личности, ориентация на социализацию и др.).
  • Педагог – родитель (добровольное сотрудничество, уважение, заинтересованность, конфиденциальность);
  • Педагог – педагог – администрация (сотрудничество, учет личных качеств, партнерство, толерантность и др.).

Формы психологического взаимодействия

Среди форм психологического взаимодействия в сфере образования можно выделить учение, игру, труд и общение. Эта классификация зависит от преимущественно используемых средств.

В состав форм обучения можно включить проведение уроков, экскурсий, факультативов и консультаций. В качестве игровых форм выступают имитация и соревнование. Формы трудовой деятельности включают учебные производственные объединения, личный труд, работу в составе временных групп. Общение в ходе образовательного процесса может быть прямым и опосредованным.

«Психологическое взаимодействие и его модели » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Существует также классификация форм в соответствии с преимущественными методами, которые используются в образовании:

  • Словесные формы (например, информация, собрания, митинги);
  • Наглядные формы (выставка, стенд);
  • Практические формы (благотворительная акция, оформление материалов для музея или выставок).

Взаимодействие участников образовательного процесса не всегда является самоцелью. Это важное средство и необходимый способ успешного разрешения поставленных задач, эффективность которых может определяться, прежде всего, через развитие личности педагога и ребенка, степень достижения результатов в зависимости от поставленных задач.

Показатели эффективности моделей взаимодействия

В качестве непосредственного и специфичного показателя эффективности выступает развитие базовых аспектов взаимодействия участников образовательного процесса: по взаимному познанию, взаимопониманию, взаимоотношениям, взаимодействию и влиянию.

Взаимное познание состоит в объективности знания личностных особенностей, лучших сторон другого человека, его интересов и увлечений. Эффективность здесь проявляется в стремлении лучше узнать и познать окружающих людей, наличии обоюдного интереса друг к другу.

В сфере взаимопонимания важно понимать общую цель взаимодействия, определять общность и единство задач, которые стоят перед педагогом и учениками. Обе стороны здесь должны принимать трудности и заботы друг друга, понимать мотивы поведения в разных ситуациях, проявлять адекватность оценок и самооценок. В этой сфере требуется максимальное совпадение установок на совместную деятельность.

В соответствии со сферой взаимоотношений должен проявляться такт и внимание к мнению и предложениям других людей. Как дети, так и педагоги должны эмоционально быть готовы к совместной деятельности, также должна присутствовать удовлетворенность ее результатами. Важность здесь представляет уважение позиции друг друга, включающее чувства сопереживания, сочувствия. Стороны стремятся к официальному и неофициальному общению, проявляя творческий характер отношений, который стимулирует инициативу и самостоятельность школьников.

В области взаимных действий осуществляются постоянные контакты, проявляется активное участие в совместной деятельности. С двух сторон должна идти инициатива при установке различных контактов, проявляющаяся в срабатываемости (количестве, качестве, скорости проделанных действий, координация которых происходит через взаимное содействие). Педагоги показывают детям, как формировать согласованность, подстраховывать друг друга, оказывать помощь и поддерживать других.

По взаимовлиянию проявляется способность приходить к соглашению по спорным вопросам. В этой сфере важно учитывать мнения друг друга в процессе организации работы. Педагоги показывают действенность замечаний, которые должны быть обоснованы и корректны по форме. После соответствующих рекомендаций происходит изменение способов поведения и действий. Дети учатся здесь воспринимать других людей в качестве примера для подражания.

В общем виде о развитии взаимодействия участников образовательного процесса чаще всего судят по следующим аспектам: обогащение содержания совместной деятельности и общения, способов и форм взаимодействия, расширение внешних и внутренних связей, осуществление преемственности.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 28.10.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot