Психологическое сопровождение персонала — это система профессиональной деятельности психолога в организации, которая концентрируется на формировании оптимальных условий для успешного обучения, развития, адаптации и социализации работников.
Концепция психологического сопровождения персонала
Современная ситуация в нашей стране характеризуется тем, что консультирование организаций в области проблем обучения и развития персонала в качестве профессиональной области деятельности только начинает формироваться. Так, не существует законного «профессионального профиля» для таких специалистов, как нет и специальных учебных заведений, где бы осуществлялась их подготовка. Как правило, таким видом деятельности заняты психологи, экономисты, юристы и социологи.
Цели и направления корпоративного обучения персонала предопределены концепцией. Концепция представляет собой своеобразную идеологию обучения, которая уникальна для данной организации. Она формирует конкурентное преимущество организации путем раскрытия целей, принципов и предмета корпоративного обучения.
Концепция должна фокусироваться на том, что играет большую роль в обучении и развитии компании. Это дает возможность достигать позитивных результатов. Концепция в организации позволяет выстраивать соответствующее обучение. Она состоит в своеобразной идеологии обучения, которая отличается уникальностью для данного предприятия.
Концепция психологического сопровождения персонала способна создавать конкурентное преимущество компании. Ее используют в любых формах обучения и развития. Для осуществления стратегической цели важно понимание того, какой следующий шаг требуется для развития компании в целом, служб, отделов, менеджеров, сотрудников в частности. По этой причине практический психолог должен адекватно оценивать то, на какой стадии развития находится сама организация, ее руководители и персонал.
С точки зрения некоторых исследователей в качестве наиболее эффективного способа развития и сопровождения сотрудников выступает формирование системы корпоративной поддержки и обучения в компании. Она должна охватывать весь персонал, включая менеджеров высшего звена управления. Таким образом, при психологическом сопровождении руководителей высшего и среднего звена, заодно происходит влияние на результаты работы каждого сотрудника. По этой причине в качестве предмета корпоративного сопровождения должно рассматриваться развитие и работа психолога с менеджерами среднего и высшего звена.
Психологическое сопровождение и его аспекты
Корпоративное образование и сопровождение связано, как правило, с обучением и развитием взрослых людей, которые социально зрелые и нашли свое место в жизни людей. Мотив учебной деятельности взрослого человека в компании связан с его свободной самореализацией в профессиональной и социальной сфере. Часто для этого требуется психологическое сопровождение.
В рамках такой модели успех сопровождения и последующего обучения обеспечиваются раздельной апелляцией к следующим сторонам общения:
- Коммуникативная,
- Когнитивная,
- Перцептивная,
- Интерактивная.
Ученые и практики считают, что психологическое сопровождение в организации представляет собой наиболее действенный способ быстрого решения наиболее острых проблем организации. Это не зависит от того, связаны ли они с ростом объема продаж или с выбором стратегической цели. Помимо этого, в процесс сопровождения современные компании стали включать процесс и программы развития.
Для корпоративного психологического сопровождения характерны определенные преимущества. В первую очередь они связаны с тем, что программы для каждого типа работника разрабатываются и составляются индивидуально. Если производится работа в группах, то это, несомненно, приводит к сплочению коллектива, его пониманию общей цели компании. Осознания себя в качестве единой команды способно укреплять корпоративную культуру, позволяя руководству выявлять кадровый резерв.
Сегодня только лишь крупные корпорации имеют свои отделы по развитию и сопровождению персонала. Многие из них создают также собственные корпоративные центры и университеты. Создание современного корпоративного сопровождения в компаниях лежит в основе слиянии методологий таких наук, как психология, педагогика, менеджмент и маркетинг.
Система психологического сопровождения персонала организации может показать эффективность лишь в том случае, когда будет проведен анализ существующего положения, оценка перспективы и формирование образа желаемого будущего. Для этого часто требуется прогноз изменений, подготовка проектов изменений, определение сроков и затрат.
Специалисту, который осуществляет психологическое сопровождение персонала в организации, должны быть присущи следующие качества: владение дидактикой и организацией процесса сопровождения, профессиональные знания и умения в предметной области, использование потенциала собственной личности.
Проводить сопровождение может менеджер по обучению, бизнес-тренер или психолог-консультант. Эти специалисты также могут объединять собственные знания и навыки по корпоративному сопровождению работников для достижения стратегических целей хозяйствующего субъекта.
Организуя и проводя внутрифирменное психологическое сопровождение персонала организации, необходимо учесть несколько факторов для достижения максимальной эффективности. Одним из ведущих, по мнению многих исследователей, становится выбор методов сопровождения для отдельного сотрудника и их групп.
В составе многообразия форм и методов сопровождения можно выделить:
- Тренинг,
- Коучинг,
- Наставничество,
- Работа в проектной группе,
- Интерактивное обучение,
- Семинар,
- Беседа,
- Анализ ситуации и др.
В процессе подготовки и проведения обучения персонала основная форма работы с персоналом представлена тренингом. Для него необходимо обязательное условие — предтренинговое и посттренинговое сопровождение. Важнейшим условием также становится сопровождение сотрудников в ходе самого тренинга.