Личностная зрелость — это системное качество личности взрослых людей, отражающее готовность (способность) к эффективному решению жизненных задач. Она включает три компонента: личностный (систему ценностей, направленность), рефлексивный (достигнутую эго-идентичность) и функциональный (самоорганизацию).
Понятие и особенности личностной зрелости
Одна из базовых характеристик подростково-юношеского возраста представлена переходом к личностной зрелости. Он считается завершающим этапом в развитии устойчивых черт личности. Этот возраст характеризуется несколькими психологическими новообразованиями, включая самоопределение, становление самосознания и мировоззрения.
В старших классах происходит принятие и овладение всем комплексом социальных ролей взрослого человека. В это время завершает свое формирование собственная позиция и межличностные отношения.
В качестве синонима личностной зрелости ученые иногда предлагают использовать категорию «взросление». Ее сущность обсуждалась в теориях Э. Эриксона, Д. Левита (от моратория к приобретению идентичности). Ж. Пиаже исследовал переход к формальному и абстрактному мышлению между 11 и 15 годами. Л. Кольберг определял взросление в качестве процесса развития нравственных суждений.
Ученые сходятся во мнении, что развитие мировоззренческих позиций человека должно осуществляться под знаком «взросления». Его можно определить через появление у старшеклассника потребности в доверии и признании прав на определенную самостоятельность, а также интериоризацию социальной ответственности.
Личностно зрелая личность способна заниматься преобразованием окружающего пространства, усваивать и созидать культуру, становиться самореализованной в деятельности и успешной отношениях с другими людьми. Важность исследования личностной зрелости предопределила определение данного понятия с выделением критериев и факторов формирования.
Личностная зрелость — это реализация общей тенденции развития человека в качестве способности к постоянному саморазвитию, изменению при сохранении своей уникальности. Эриксон определил несколько качеств, присущих для зрелой личности:
- Индивидуальность,
- Самостоятельность,
- Своеобразие,
- Смелость отличаться от других,
- Интериоризация при социализации норм общества и ценностей.
Диагностика личностной зрелости и консультирование старшеклассников
На основе теоретических и практических исследований можно рассматривать несколько основных критериев, которые составляют личностную зрелость ученика старших классов. Они включают ответственность, терпимость, самоактуализацию (саморазвитие), позитивное мышление и самостоятельность. На перечисленные качества специалисты и консультанты опираются в ходе разработки методик диагностики и определения уровня развития личностной зрелости.
Ответственность — это важное качество, присущее личностной зрелости. На него в первую очередь должен обратить внимание консультант-психолог при беседе со старшеклассниками. В психологии личности популярна теория двух типов ответственности, сформулированная в рамках направления, которое известно как психология каузальной атрибуции.
Для ответственности первого типа присуща способность человека признавать свою ответственность за все, что происходит с ним в жизни. Ответственность второго типа проявляется в том случае, когда люди склонны считать ответственными за все происходящее других людей, внешние обстоятельства или ситуацию.
Терпимость также рассматривается с двух позиций, включая сенсуальную терпимостью личности и диспозиционную терпимость. Первая из них относится к устойчивости к воздействию социальной среды, ослаблению реагирования на какой-либо неблагополучный фактор через снижение чувствительности к его воздействию.
В основе второго типа терпимости лежит терпимость личности при социальных взаимодействиях. Она включает установки личности, ее систему отношений к действительности, в том числе к другим людям, к их поведению, к себе, к воздействию других.
В ходе консультации психологу необходимо диагностировать уровень развития личностной зрелости у старшеклассника с помощью перечня факторов. Следует отметить, что самосовершенствованию и самореализации — это не только критерии личностной зрелости, но и одновременно условия ее достижения.
Психологи должны донести до школьников информацию о том, что позитивное мышление является видом мыслительной деятельности, который позволяет при решении абсолютно всех жизненно важных проблем видеть в основном достоинства.
Особенности консультирования по вопросам личной зрелости
В процессе консультирования по вопросам личностной зрелости производится оценка зрелости развития несовершеннолетних и юношей. Чаще всего психологи используют в экспертизе несколько основных критериев: реалистичность планирования жизни / жизнь текущим моментом; самостоятельность в отношении родителей / беспомощность и сильная потребность в поддержке; самостоятельность в отношении групп сверстников и партнера / беспомощность и сильная потребность в поддержке.
Старшеклассник, который показывает хорошие показатели личностной зрелости, способен приспосабливаться к среде по законам житейского разума. У него сочетаются достаточно высокие идеальные устремления и готовность выполнять скромные, земные задачи ради своих высоких устремлений. Зрелость также предполагает психологическое умение школьника разводить идеальные и реальные цели.
На поведенческом уровне личностная зрелость проявлена через способность к самоконтролю и усвоению реакций, которые адекватны различным ситуациям в жизни человека. Исследования показали, что личностная зрелость становится сложным образованием, состоящим из следующих качеств: ответственность, эмпатия, эмоциональная зрелость, самоконтроль поведения, самостоятельность и др.