Особенности психологического консультирования детей младшего школьного возраста
Психологическое консультирование — это один из видов психологической помощи (наряду с психокоррекцией, психотерапией, психологическими тренингами и др.), выделившийся из психотерапии.
Непосредственное консультирование детей младшего школьного возраста практически не практикуется. В основном за психологической помощью, касающейся детей, обращаются их родители или педагоги.
Основные причины обращения педагогов и родителей детей младшего школьного возраста за психологической консультационной помощью:
- Несформированность необходимых навыков для успешного осуществления учебной деятельности. Основные признаки, которые указывают на то, что необходимо обратиться за помощью к психологу: общее снижение успеваемости, потеря интереса к обучению. В процессе работы, психологом могут быть выявлены факторы, являющиеся первоисточником – это педагогическая запущенность и особенности интеллектуального развития ребенка.
- Несформированность мотивации на обучение и получение новых знаний, направленность на деятельность, не относящуюся к школе (например, выраженная игровая деятельность). Основная причина, по которой обращаются родители, состоит в том, что у ребенка нет интереса к обучению. Первоначально ребенок начинал ходить в школу с увлечением, а затем интерес и желание пропали. При таком обращении, общее поведение и психологическое состояние ребенка схожи с первым случаем. Отмечается отставание в учебе, снижение дисциплинированности, невнимательности. Главное отличие состоит в том, что у ребенка сохраняется достаточно высокий уровень познавательных способностей. В процессе работы, психолог выявляет у ребенка первичную и вторичную несформированность мотивации, которая разрушается под воздействием ряда негативных факторов.
- Неспособность произвольной регуляции учебной деятельности и поведения, которая характеризуется невнимательностью и неорганизованностью в процессе обучения, зависимость от педагога при выполнении заданий. Основной причиной возникновения данного типа нарушений является особенность семейного воспитания, когда родители стремятся все выполнять за ребенка и ограничивают его самостоятельность.
- Неумение приспособиться к условиям и темпу школьной жизни. В основном это возникает у детей, которые соматически ослаблены и воспитывались в «тепличных условиях». В данной ситуации важно не просто рассмотреть проблему с психологической точки зрения, но и увидеть проблему глазами ребенка.
Правила организации и проведения консультирования детей младшего школьного возраста
При организации психологического консультирования, непосредственно с ребенком, необходимо соблюдать ряд правил:
Использовать при обращении к ребенку вопросы разнообразной конструкции, избегая прямых вопросов. Например, вопрос «почему?» может вызвать у ребенка защитную реакцию.
Использовать в общении с ребенком более свободные формы взаимодействия, избегать управляемых, то есть дать ребенку возможность самостоятельно выбрать тему и направление беседы.
Использовать в общении с ребенком кукол или картинки, которые будут помогать задавать вопросы. Идентифицируя себя с персонажем, ребенок сможет свободнее выразить свои чувства. Кроме игрушек и иллюстраций можно моделировать ситуации и просить ребенка словесно выразить свои чувства, рассказать, как бы он повел себя в ней.
Использование «облегчающих формулировок», которые позволят ребенку дать ответ, в соответствии с установленными культурными нормами. Как показывает практика, более действенными являются формулировки, которые включают в себя:
- дать понять ребенку, что не только он оказался в такой ситуации, есть и другие дети, у которых имеются аналогичные проблемы («Всем приходится драться…», «Некоторые дети думают…»);
- дать ребенку возможность помыслить и ответить в позитивном ключе, а затем сменить позицию, задав вопрос, которые потребует от ребенка негативных реакций, ответов и оценок («Что тебе в школе нравится? А что тебе в школе не нравится?»)
- формулировать вопрос таким образом, чтобы в нем уже содержалось предположение о «неправильном» поведении ребенка (например, вместо вопроса: «Ты ссоришься со своей сестрой?», спросить: «Из-за чего ты чаще всего ссоришься со своею сестрой?»).
Проще всего вывести ребенка на разговор и получить от него необходимую информацию, если использовать не только вербальные методы общения, но и различные диагностические пробы. Одной из самых эффективных и простых в применении является диагностика, основанная на рисунках. Это обусловлено тем, что детям проще рисовать и выразить свои чувства, мысли и эмоции через рисунок, чем высказать ее словесно.
Основные направления психологического консультирования детей младшего школьного возраста
При организации психологического консультирования детей младшего школьного возраста, основными направления работы психолога-консультанта являются:
- Проверка сохранности познавательных процессов, посредством использования различных методик.
- Проверка уровня обучаемости, сформированности внутреннего плана действий и произвольности поведения.
- Проверка сформированности учебной мотивации и уровня притязаний, интересов.
- Проверка учебных навыков ребёнка: просматриваются тетради по математике, письму.
- Выяснение эмоционального компонента неуспеваемости (как ребёнок реагирует на плохую оценку, как реагируют родители): система межличностных отношений ребёнка.
- Выяснение типичных видов помощи родителей ребёнку в учебной деятельности: кто, как часто и как занимается. Роль второго родителя.
- Предыстория консультируемого случая: подробный анамнез, случаи обращения к врачу, возможный диагноз. Обязательно выяснить, с чем родители сами связывают плохую успеваемость ребёнка, что явилось непосредственным поводом обращения к психологу.