Психологический портрет
Психологический портрет - это комплексная психологическая характеристика личности, раскрывающая внутренние аспекты ее структуры (темперамент, характер, способности, мотивы и воля, ценности и смыслы, самооценка), а также внешние формы проявления (поведение, поступки, принятые решения).
Составление психологического портрета личности происходит с опорой на комплексное диагностическое исследование, включающее тестовые методики, опросники, интервью, наблюдение. Затем на основании всех этих методик формулируется качественная интерпретация всех результатов, которые даются во взаимосвязи, а не по отдельности относительно каждой черты или характеристики.
Кроме того, психологический портрет может быть составлен и без методического комплекса: на основании профиля в социальных сетях, анализа продуктов деятельности человека (его письмам, работам и т.д.), его рабочего или домашнего места.
Однако составление портрета с опорой на методический комплекс конечно имеет более высокую достоверность и надежность, поскольку снижает степень субъективности суждений.
Психологический портрет может быть ситуативным (моментальным) и полным. Для моментального психологического портрета характерно отражение следующим признаков:
- пол, примерный возраст,
- национальная принадлежность,
- актуальное эмоциональное состояние,
- признаки субкультурной принадлежности,
- внешние специальные признаки (татуировки, пирсинги, прическа, внешний вид и т. д.),
- специальные характеристики (алкоголизм, наркомания, табакокурение).
Для полного психологического портрета, который формируется в результате длительного общения, наблюдения и т. д., характерны следующие параметры:
- направленность,
- характер,
- темперамент,
- способности,
- психофизиологические особенности.
Основные принципы составления психологического портрета
Схема составления психологического портрета предполагает отражение следующих параметров:
- общие данные: национальность, образование, специальность, место и характер профессии, семейное положение,
- внешние признаки: краткий словесный портрет лица, голоса и интонаций, манеры речи, жестикуляции, одежда (опрятность, чистота и т. д.),
- жизненный путь: родители, братья и сестры, особенности детского периода, школьного периода, обучения в профессионализации (профессиональные мотивы и интересы, навыки, трудовая деятельность (характер труда, отношение к трудовой деятельности, семейная жизнь (брак, дети),
- жизненные сферы: семейная (супружеские отношения, брачные, родительские), профессиональная (мотивы выбора профессии, цели, развитие, продвижение, удовлетворенность своей специальностью), общественно-политическая (социальная активность, направленность), досуговая (любимые увлечения и хобби, проведение свободного времени), здоровье (общее соматическое состояние, склонность заниматься своим здоровьем, наличие заболеваний),
- поведение: реагирование в ситуациях неопределенности или стресса (спокойствие, возбуждение или ступор), особенности выражения эмоций и чувств (склонность сдерживать эмоции или бурно выражать, фиксация на неудачах и обидах), специфика волевой саморегуляции, морально-нравственное поведение (реализация моральных норм),
- темперамент: особенности ориентации на людей или внутрь себя (экстраверсия, интроверсия), эмоциональная устойчивость-неустойчивость,
- характер: свойства характера, профиль черт,
- мотивационные характеристики: профиль доминирующих потребностей и специфик их удовлетворенности, подавленные потребности,
- ценностно-смысловые характеристики: основные ценностные ориентации, индивидуальные смыслы,
- интересы и идеалы,
- способности: общие и специальные,
- социальная адаптация: наличие и особенности социального окружения, самооценка.
Важно понимать, что при составлении психологического портрета безусловно могут быть сделаны какие-то ошибки в интерпретациях. В совокупности, эти ошибки формируются в результате особенностей самого воспринимаемого, воспринимающего, а также в результате взаимных влияний воспринимаемого и воспринимающего.
Например, влияние гало-эффекта, который размывает детали, обобщая впечатление о человеке либо в сторону плюса, либо в сторону минуса. Эффект снисходительности, в результате которого человек подходит благожелательно к оценке другого человека, упуская внимания с различных его личностных черт. Стереотипизация также может влиять на восприятие другого человека и формирование экспертного мнения о нем. Психическое состояние и настроение самого эксперта также может оказывать влияние. Защитные механизмы самой личности также могут влиять на ошибочность результатов.
Анализ основных компонентов психологического портрета
Итак, как и было сказано выше, психологический портрет в основе своей опирается на результаты психодиагностического исследования, которое выполняется опытным психологом. Важно отметить, что здесь не стоит спешить с выводами, иногда уместно провести повторную диагностику, если это требуется.
Основные компоненты, которые исследуются в с помощью психологическое диагностики следующие:
- Темперамент - это совокупность устойчивых психофизиологических свойств нервной системы, которые определяют динамику психических процессов. Основные свойства нервной системы человека (активность, подвижность, пластичность, чувствительность, эмоциональная возбудимость), экстраверсия-интроверсия. Исследование особенностей темперамента позволяет проанализировать общие паттерны организации человеком разных сфер ее жизни, а также поведенческие особенности реализации в этих сферах.
- Характер - это уже совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые проявляются в деятельности, общении, а также влияющие на особенности поведенческого реагирования. Черты характера - это относительно устойчивые свойства личности, определяющие поведение человека в типичных ситуациях. Выделяют несколько основных групп черт, которые определяют доминирующее отношение человека к различным сферам жизни: отношение к труду (трудолюбие, аккуратность, инициативность, лень), отношение к другим людям (отзывчивость, чуткость, общительность), отношение к материальному миру (бережливость, опрятность, неряшливость), отношение к самому себе (скромность, самокритичность, эгоизм).
- Мотивация - это важная подструктура личности, которая представляет собой потребности, мотивы, установки, интересы, влечения, желания. Все эти мотивационные образования могут быть ситуативные (проявляющиеся в конкретной ситуации) и устойчивые (сформированные на данном этапе жизни). Мотивация - это процесс формирования мотива, а мотив - сформированное побуждение к действию или бездействию. Мотивация может быть внешней (сформированной извне) и внутренней (сформированной индивидуально).
- Способности - это те индивидуально-психологические особенности личности, которые позволяют наиболее успешно и эффективно овладеть каким-либо видом деятельности. Выделяют общие и специальные психологии: общие есть у всех людей, но отличаются по степени выраженности (интеллектуальные, коммуникативные, память, речь, внимание и т. д.), а специальные - актуализируется при реализации конкретных видов деятельности (музыкальные, спортивные, художественные и т. д.).
- Эмоционально-волевая сфера личности - это совокупность особенностей эмоциональных переживаний, состояний, а также способов саморегуляции личности (самоорганизация, дисциплинированность, волевые качества).
- Самооценка - это представление человека о самом себе, своих достижениях, успехах и неудачах, оценивание собственных качеств и способностей.