Психологический мониторинг – это комплексная технология, которая объединяет диагностирование, консультации, коррекцию в единую эффективную систему психологических средств. Их реализация происходит в соответствующей последовательности.
Сущность психологического мониторинга
Реализация психологического мониторинга происходит посредством строго отобранных методов. Они позволяют гибко и действенно производить психологическое сопровождение образовательного процесса, достигая желаемых целей.
Понятие «мониторинг» происходит от латинского слова «monitor» (напоминающий, предостерегающий). Его необходимо рассматривать в качестве способа исследования реальности, который используется в разных науках. Мониторинг представляет собой вариант и метод обеспечения управляющего звена своевременными и качественными сведениями. Они касаются состояния системы и происходящих в ней процессов.
В психологической литературе конца XX века категория «мониторинг» подразумевает «деятельность в области наблюдения», «систему повторных, целенаправленных наблюдений». Также этот термин используется для обозначения методики и системы наблюдений. В любом определении данного понятия ключевое слово — это «наблюдение».
Позже слово наблюдение меняется на «контроль с периодическим слежением». Здесь мониторинг выступает как процесс отслеживания информации по исследуемой системе. Сегодня более точным представляется универсальное определение, где мониторинг выступает в качестве многоуровневой, иерархической системы. В ее состав входят следующие процессы:
- Организация,
- Сбор информации,
- Хранение информации,
- Распространение сведений об исследуемой системе или ее отдельных элементах.
Содержание психологического мониторинга
Система психологического мониторинга концентрируется на информационном обеспечении управления. Она дает возможность говорить о состоянии объекта мониторинга в любое время, обеспечивая определенный прогноз его развития. Мониторинг можно рассматривать как информационную, диагностическую, научную, прогностическую систему. Ее реализация происходит в пределах управленческой деятельности.
Сведения, сбор которых происходит в ходе мониторинга, предназначены для повышения эффективности управленческих решений.
Анализ теоретических и методологических основ модернизации образования, особенно такой важной характеристики, как управление, базируется на современном понимании мониторинга. образования, его сущности и содержании. С позиции психологии и педагогики одна из сторон деятельности представлена гностической деятельностью, то есть проверкой и оценкой результатов, анализом его хода и эффективности. По этой причине в рамках психологического мониторинга в последнее время стали чаще использовать понятие «педагогический мониторинг».
Педагогический мониторинг включает диагностику, оценку и прогноз педагогического процесса. С его помощью происходит отслеживание процесса, контроль результатов, перспектив развития. Педагогический мониторинг обладает специфическим объектом исследования, обеспечивая педагогов и специалистов образовательных учреждений, и органы управления качественной и своевременной информацией.
Организация психологического мониторинга
Психологический мониторинг — это система постоянного отслеживания при помощи методов психологической диагностики процесса личностного развития ученика (ребенка), создания системы психологических сведений на каждого ученика, проектирования индивидуальной педагогической и психологической траектории каждого из них.
Применение мониторинга в психологии начинается относительно недавно. В соответствии с определением А. А. Орлова, психологический мониторинг предназначен для выявления тенденций и закономерностей психологического развития выбранных групп индивидов.
В качестве предмета психологического мониторинга, например, выступает психологическая готовность ребенка к школьному обучению, динамика личностно-профессионального самоопределения, динамика изменений, соответствующих возрастных или профессиональных групп, работа и развитие психических процессов.
Организация мониторинга происходит через решение нескольких задач:
- Получить максимально полную психологическую информацию, которая характеризует образовательный процесс в учебном заведении;
- Предоставить соответствующие сведения в наиболее удобном виде пользователям различных уровней;
- Структурировать систему психолого-педагогических коррекционных мероприятий.
В рамках психологического мониторинга деятельность психологической службы общеобразовательного учреждения происходит по нескольким направлениям: психологическая диагностика, анализ результатов, осуществление рекомендаций, консультирование, коррекция и т.д.
Организация психологического мониторинга представляет собой комплексную технологию, с помощью которой объединяется диагностика, консультация и коррекция в единую эффективную систему психологических средств. Их реализация происходит в определенной последовательности, а состав наполняется строго отобранным содержанием, что дает возможность адекватно проводить психологическое сопровождение образовательного процесса с одновременным достижением желаемой цели.
При использовании психологического мониторинга осуществляется отслеживание нескольких психологических критериев, включая познавательную сферу ребенка, динамику развития, степень формирования учебной деятельности, мотивационную сферу и динамику ее развития.