Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психологический мониторинг: сущность, содержание, организация

Определение 1

Психологический мониторинг – это комплексная технология, которая объединяет диагностирование, консультации, коррекцию в единую эффективную систему психологических средств. Их реализация происходит в соответствующей последовательности.

Сущность психологического мониторинга

Реализация психологического мониторинга происходит посредством строго отобранных методов. Они позволяют гибко и действенно производить психологическое сопровождение образовательного процесса, достигая желаемых целей.

Понятие «мониторинг» происходит от латинского слова «monitor» (напоминающий, предостерегающий). Его необходимо рассматривать в качестве способа исследования реальности, который используется в разных науках. Мониторинг представляет собой вариант и метод обеспечения управляющего звена своевременными и качественными сведениями. Они касаются состояния системы и происходящих в ней процессов.

В психологической литературе конца XX века категория «мониторинг» подразумевает «деятельность в области наблюдения», «систему повторных, целенаправленных наблюдений». Также этот термин используется для обозначения методики и системы наблюдений. В любом определении данного понятия ключевое слово — это «наблюдение».

Позже слово наблюдение меняется на «контроль с периодическим слежением». Здесь мониторинг выступает как процесс отслеживания информации по исследуемой системе. Сегодня более точным представляется универсальное определение, где мониторинг выступает в качестве многоуровневой, иерархической системы. В ее состав входят следующие процессы:

  • Организация,
  • Сбор информации,
  • Хранение информации,
  • Распространение сведений об исследуемой системе или ее отдельных элементах.

Содержание психологического мониторинга

Система психологического мониторинга концентрируется на информационном обеспечении управления. Она дает возможность говорить о состоянии объекта мониторинга в любое время, обеспечивая определенный прогноз его развития. Мониторинг можно рассматривать как информационную, диагностическую, научную, прогностическую систему. Ее реализация происходит в пределах управленческой деятельности.

«Психологический мониторинг: сущность, содержание, организация» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Сведения, сбор которых происходит в ходе мониторинга, предназначены для повышения эффективности управленческих решений.

Анализ теоретических и методологических основ модернизации образования, особенно такой важной характеристики, как управление, базируется на современном понимании мониторинга. образования, его сущности и содержании. С позиции психологии и педагогики одна из сторон деятельности представлена гностической деятельностью, то есть проверкой и оценкой результатов, анализом его хода и эффективности. По этой причине в рамках психологического мониторинга в последнее время стали чаще использовать понятие «педагогический мониторинг».

Педагогический мониторинг включает диагностику, оценку и прогноз педагогического процесса. С его помощью происходит отслеживание процесса, контроль результатов, перспектив развития. Педагогический мониторинг обладает специфическим объектом исследования, обеспечивая педагогов и специалистов образовательных учреждений, и органы управления качественной и своевременной информацией.

Организация психологического мониторинга

Определение 2

Психологический мониторинг — это система постоянного отслеживания при помощи методов психологической диагностики процесса личностного развития ученика (ребенка), создания системы психологических сведений на каждого ученика, проектирования индивидуальной педагогической и психологической траектории каждого из них.

Применение мониторинга в психологии начинается относительно недавно. В соответствии с определением А. А. Орлова, психологический мониторинг предназначен для выявления тенденций и закономерностей психологического развития выбранных групп индивидов.

В качестве предмета психологического мониторинга, например, выступает психологическая готовность ребенка к школьному обучению, динамика личностно-профессионального самоопределения, динамика изменений, соответствующих возрастных или профессиональных групп, работа и развитие психических процессов.

Организация мониторинга происходит через решение нескольких задач:

  • Получить максимально полную психологическую информацию, которая характеризует образовательный процесс в учебном заведении;
  • Предоставить соответствующие сведения в наиболее удобном виде пользователям различных уровней;
  • Структурировать систему психолого-педагогических коррекционных мероприятий.

В рамках психологического мониторинга деятельность психологической службы общеобразовательного учреждения происходит по нескольким направлениям: психологическая диагностика, анализ результатов, осуществление рекомендаций, консультирование, коррекция и т.д.

Организация психологического мониторинга представляет собой комплексную технологию, с помощью которой объединяется диагностика, консультация и коррекция в единую эффективную систему психологических средств. Их реализация происходит в определенной последовательности, а состав наполняется строго отобранным содержанием, что дает возможность адекватно проводить психологическое сопровождение образовательного процесса с одновременным достижением желаемой цели.

При использовании психологического мониторинга осуществляется отслеживание нескольких психологических критериев, включая познавательную сферу ребенка, динамику развития, степень формирования учебной деятельности, мотивационную сферу и динамику ее развития.

Дата последнего обновления статьи: 15.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot