Понятие «межличностные отношения»
Межличностные отношения по-другому называют взаимоотношения. Они представляют собой субъективные связи, которые возникают при взаимодействии людей и сопровождаются эмоциональными переживаниями участников.
Возникают и развиваются межличностные отношения в общении, которое в свою очередь влияет на межличностные отношения.
Таким образом, к компонентам структуры межличностного взаимодействия относятся межличностные отношения и общение.
Межличностные отношения между отдельными людьми сопровождаются переживанием каких-либо эмоций и выражают внутренний мир человека.
Межличностные отношения могут быть как официальные, так и неофициальные, они могут быть деловыми и личными, эмоциональными и рациональными, паритетными и субординационными.
Официальные или формальные отношения возникают на должностной основе. Главными регуляторами официальных отношений выступают уставы, постановления, приказы, законы. Эти отношения должностные, имеющие правовую основу.
На основе личных взаимоотношений складываются неофициальные отношения, которые официальными рамками не ограничиваются.
Что касается деловых взаимоотношений, то в основе их возникновения лежит совместная работа людей.
Кроме совместной деятельности людей между ними могут возникать личные взаимоотношения, в основе которых лежат чувства по отношению друг к другу. Эти взаимоотношения носят чисто субъективный характер.
Личные отношения могут быть на уровне знакомства, дружбы, товарищества, это могут быть интимные отношения.
Отношения знакомства предполагают знание людей по имени, возможный поверхностный контакт, просто разговор на какую-либо тему.
К более тесным положительным и равноправным отношениям относится товарищество, складывается оно на основе общих интересов, для проведения досуга в компании.
Тесные отношения с людьми, в основе которых лежит доверие и привязанность, общность интересов будут уже дружбой.
К виду личных отношений относятся и интимные отношения, при которых другому человеку доверяется самое сокровенное. Характеризуются интимные отношения откровенностью, привязанностью, близостью между людьми.
В основе рациональных отношений лежит разум и расчет, и строятся такие отношения для извлечения ожидаемой или реальной пользы, и, наоборот, на эмоциональном восприятии друг друга строятся эмоциональные отношения, при этом может не учитываться объективная информация о человеке. Таким образом, получается, что рациональные и эмоциональные отношения не совпадают. В рациональные отношения можно вступать, даже испытывая неприязнь к человеку, делая это во благо достижения общей цели или личной выгоды.
К неравноправным отношениям относятся субординационные отношения – это отношения руководства и подчиненных. Паритетные же отношения означают равноправие между людьми, при которых люди выступают как независимые личности.
Факторы, влияющие на формирование межличностных отношений
Межличностные отношения формируются исходя из особенностей личностей, взаимной информированности партнеров друг о друге.
Их формирование происходит на основе характерных особенностей общающихся, таких как: пол, возраст, национальность, темперамент, состояние здоровья, личностные характеристики.
В детстве уже проявляется своеобразие между полами, мальчики активнее вступают в контакты, взаимодействуют со сверстниками, принимают участие в коллективных играх. Подобная картина характерна и для мужчин.
У девочек более узкий круг общения, общаются они только с теми, кто им больше нравится. Круг общения женщин также значительно меньше, чем у мужчин.
Потребность женщины в самораскрытии значительно больше в межличностном общении. Женщины чаще жалуются на одиночество.
Для мужчины значимыми являются деловые качества партнера, а для женщин качества, проявляющиеся в межличностных отношениях.
Женский стиль в межличностных отношениях направлен на уменьшение социальной дистанции, на установление психологической близости с людьми и в дружеских отношениях они опираются на доверие, эмоциональную поддержку и интимность. У женщин дружеские отношения менее устойчивы.
Для мужчин межличностные отношения характеризуются большей предметностью и сдержанностью, их стиль направлен на поддержание своего имиджа, на показ своих достижений.
Что касается возраста, то в межличностных отношениях постепенно утрачивается юношеская открытость, на них накладываются социокультурные нормы.
При вступлении молодых людей в брак круг контактов сужается, межличностные отношения проявляются в основном в производственной и родственной сферах.
Межличностные отношения вновь начинают расширяться, когда дети уже подросли, а в старшем и преклонном возрасте весомость приобретают интерперсональные отношения.
Старые дружеские отношения играют большую роль в преклонном возрасте.
На межперсональные отношения в разных этнических общностях влияние оказывает положение человека в обществе, его статус, принадлежность к социальным слоям.
В отношении темперамента установлено, что холерики и сангвиники контакты устанавливают довольно легко, а вот флегматики и меланхолики испытывают значительные затруднения.
Межперсональные связи в парах будут устойчивыми в сочетании «меланхолик – флегматик», «меланхолик – сангвиник», «флегматик – сангвиник».
Формирование межличностных отношений затрудняют внешние физические недостатки, которые негативно сказываются на «Я-концепции».
Наиболее устойчивыми являются межличностные отношения, которые проявляются в результате совместной трудовой деятельности.
Опыт общения формирует социальный контроль над проявлением своих эмоций.
Оценивать свои особенности объективно позволяет адекватная самооценка, она позволяет выбирать соответствующий стиль межличностных отношений.
Если самооценка завышена, то она привносит элементы высокомерия и снисходительности в отношениях, а если занижена, то вынуждает подстраиваться к стилю, который предлагает партнер по общению.
Такие личные качества, как самовлюбленность, высокомерие, самодовольство, тщеславие, догматизм, двуличие, неискренность, затрудняют развитие межличностных отношений.
Методология исследования межличностных отношений
Специалисты в первую очередь выделяют следующие методы:
- метод социометрии;
- референтометрический;
- метод изучения сплоченности коллектива;
- метод ценностно-ориентационного единства.
На самом деле их значительно больше.
Социометрическая методика разработана американским психологом Дж. Морено, эта методика оценивает межличностные отношения неформального типа – симпатии, антипатии, привлекательность, предпочтительность.
Референтометрическая методика дает возможность оперативного получения данных относительно особенностей межличностных отношений в группе, о статусной структуре взаимности предпочтений.
Суть методики сводится к мотивационному ядру межличностных выборов и предполагает проведение двух основных экспериментальных этапов:
- На первом этапе выясняется картина внутригрупповых межличностных предпочтений с помощью социометрической или референтометрической процедуры.
- На втором этапе каждый испытуемый составляет списочный ряд своей группы, упорядоченный по определенным качествам.
Следующим методическим приемом является изучение сплоченности коллектива – методика Р.О. Немова. Членам группы необходимо указать 10 положительных и отрицательных характеристик явления, значимого для всей группы. На основе ответов составляется два набора положительных и отрицательных характеристик. Составляются они так, чтобы включенными в них оказались характеристики хотя бы одного члена группы.
Социометрический метод позволяет определить качественные показатели предпочтения, безразличия, отвержения, обнаруженные членами группы в процессе межличностного взаимодействия. Суть социометрии сводится к тому, что исследуемые выбирают или отвергают партнеров для совместного проведения свободного времени, учебы, работы. В основе этого метода лежит вопрос «С кем бы ты хотел работать, учиться, проводить время?» По количеству выборов можно судить о степени популярности того или иного индивида.
С помощью референтометрии выясняется степень значимости каждого члена группы. В данном случае она дает возможность определить, чье мнение поддерживает большинство членов группы, а чье мнение на данном этапе большинству безразлично.
Референтометрический метод и социометрия направлены на анализ специфических межличностных предпочтений.
Референтометрический опрос в традиционной форме проводится индивидуально.
Показателем сплоченности группы является ценностно-ориентационное единство. Оно фиксирует степень совпадения позиций и оценок членов группы относительно значимых целей, ценностей. Частота совпадений служит показателем ценностно-ориентационного единства и не приводит к нивелировке личности в группе.