Сущность понятия «единица психологического анализа»
Актуальной методологической проблемой психологии, является проблема единиц анализа, которая рассматривается ещё и как многократное изменение представлений о единицах анализа психики.
Существовавшие в психологии сколь-нибудь значительные научные школы имели свои представления о единицах анализа психики – представлениях, идеях, ощущениях, реакциях, поведенческом акте.
Очень значимой проблема анализа была для Ж. Пиаже.
В качестве единицы анализа у него выступает интеллектуальная операция, которая имеет свойство обратимости и включения в группировки.
Подробный разбор проблемы единиц анализа психики сделал С. Г. Выготский, различая анализ по единицам и анализ по элементам.
Разделение изучаемого целого на составные части – это анализ по элементам, сам по себе ещё не дает никакого представления ни о функционировании, ни о целом.
Анализ же по единицам уже предполагает выделение в изучаемом объекте ряда единиц, содержащих значительные свойства целого объекта.
Таким образом, с помощью изучения единиц анализа можно получить представление не только об изучаемом объекте, но и о его свойствах.
Чтобы пояснить, какие различия есть между этими вариантами, Выготский привел пример анализа по элементам в химии. Например, изучаемое химическое вещество – вода. В воде выделяются два элемента – кислород и водород. С самой водой они не имеют ничего общего ни по физическим, ни по химическим свойствам. Исследование по единицам означает исследование свойств молекулы воды, которая как мельчайшая частичка вещества уже дает представление о его свойствах.
Анализ работ психологов дал возможность Л. Г. Выготскому, Н. Д. Гордеевой сформулировать требования к единице анализа психики:
- единица анализа должна быть структурным образованием, а не диффузным целым, построенным из элементов;
- в виде противоположностей единица должна содержать свойства целого, поскольку противоположности всегда связаны в осмысленное единство;
- единицы жизнедеятельности должны иметь порождающие свойства и возможности трансформации во что-то иное, по сравнению с исходными формами;
- единица должна быть живой частью целого, но при дальнейшем разложении её на элементы, она может быть убита как живое и целое;
- к единицам психологического анализа нужно применять таксономический подход;
- единицы анализа психики должны иметь реальную, чувственно созерцательную форму;
- анализ разложения целого на единицы должен создавать возможность синтетического изучения свойств;
- единицы анализа должны давать возможность исследовать отношение изучаемой психологической функции не только ко всей сфере сознания, но и к отдельным важнейшим функциям.
В отечественной психологии проблема единиц анализа поднималась неоднократно, и Л.С. Выготский решал её не только применительно к проблеме мышления и речи. Ученый был одним из первых, кто данную проблему рассмотрел по отношению к личности.
Проблема единиц анализа психики
Проблема единиц анализа – это ключевая методологическая проблема в психологии, которую разные авторы решали по-своему. Эта проблема всегда была одной из основных в психологии. Понятие «единица анализа психики» трактовалось по-разному.
В неклассической психологии представления менялись в соответствии с изменением способа рационализации действительности. Принцип невозможности сведения целого к совокупности его частей был опорой неклассической психологии, поэтому она обращалась к единицам анализа психического исследуемого предмета как целого. Примером такого подхода являются структурные отношения между фигурой и фоном.
Изменил трактовку понятия Л.С. Выготский, рассматривавший в качестве единицы психологического анализа сначала значение, а потом значащее переживание человека.
Логика анализа по единицам позже была реализована последователями ученого.
Д. Н. Узнадзе в качестве единицы анализа рассматривал установку.
А. Н. Леонтьев же под единицей подразумевал деятельность. В его теории деятельность как целое невозможно получить путем простого сведения входящих в неё элементов воедино. По его мнению, деятельность является активным взаимодействием человека с окружающей его действительностью. Субъектом при этом выступает человек, а объектом является сектор действительности, отвечающий за удовлетворение потребностей субъекта.
В. П. Зинченко в качестве единицы рассматривает действие субъекта, разрабатывая при этом функциональную структуру предложенных им единиц психического. Эта проблема в советской психологии ставилась отдельно.
А. Н. Леонтьевым она рассматривалась как личностный смысл, а Л. И. Божович рассматривал в качестве единицы анализа психического поступок.
Д. В. Лубовский указывает, что ключевое переживание есть единица анализа личности человека. По мнению Ф.В. Бассина единицей анализа личности является значащее переживание.
Принципы дифференциально-психологического анализа
В основе любой науки лежит система базовых принципов.
Дифференциальная психология базируется на следующих принципах:
- принцип формального подхода и его реализация;
- принцип соотношения части и целого;
- взаимосвязь интра- и интериндивидуальных закономерностей;
- взаимодействие эндо- и экзофакторов в детерминации различий;
- измеряемость и статистическая оценка изучаемых явлений.
Формальный подход в изучении индивидуальности определяется совокупностью методов анализа структуры свойств человека, которые являются устойчивыми универсальными.
При таком подходе можно провести необходимую границу между типичными индивидуально-психологическими особенностями и остальными комбинациями признаков, характеризующих индивидуальность человека.
Описание структуры психики при формальном подходе идет с использованием темперамента, способностей, характера, стиля и других конструктов.
При формальном подходе предполагается определение валидности параметров, которые анализируются, и выявление инвариантной структуры феномена, который изучается.
Анализ индивидуальности при формальном подходе тоже использует базовые принципы: иерархичность, инвариантность, координацию взаимодействия.
Все вместе принципы образуют некий теоретический гештальт, который определяет специфику формального подхода, и сопряжен с рядом важных взаимосвязанных положений.
Дифференциальная психология имеет не только свои принципы, но и свои направления исследований.
Объектом её внимания чаще оказывается отдельный признак – острота восприятия, профессиональная ориентация, а иногда и индивидуальность в целом.
Выделенные Штерном направления функционирования психологии индивидуальных различий развиваются.
Психология индивидуальных различий среди прочего, сохраняет свою неоднородность, которая проявляется в преобладании частно-психологических теорий, например, теория темперамента не соотносится с теориями черт личности.
Таким образом, основным направлением дифференциальной психологии является сведение разнородных знаний в единую теорию индивидуальности.