Развитие психологического анализа
Специалисты расценивают проблемы формирования психологического анализа исходя из представлений об анализе как способе познания.
В основе психологического анализа, который является специфическим методом рационального познания, лежит изучение продуктов психической деятельности.
Термин "анализ" связан с логическими знаниями и был введен Аристотелем.
В логике "анализ"- это есть доказательные рассуждения. Анализ и синтез – это логические операции.
В широком понимании анализ рассматривается через операцию разделения, разложение целого на части, системы на элементы.
Как способ познания проблема анализа имеет принципиальное значение, что стало предпосылкой возникновения аналитического направления в философии.
Целый спектр познания без аналитического метода невозможен, потому что он основан на систематизации – когда выделенные элементы не только взаимодействуют, но и координируют друг друга.
Как метод изучения психологический анализ опирается на различные единицы, различающиеся по качеству и размеру. Например, единицей психологического анализа может быть жизнь человека с момента его рождения до конца жизни. Также единицей анализа может быть определенное событие, допустим, встреча одноклассников.
В развитие психологического анализа большой вклад внесла школа Фрейда, а его последователи создали самую прогрессивную школу в психологии – школу психоанализа.
В трактовке Фрейда психоанализ – это метод лечения нервнобольных людей. Больному внушают, что опасность небольшая для того, чтобы убедить его в успехе лечения. Фрейда не удовлетворяли физиологические методы лечения, которые использовали врачи в ходе лечения невроза и за возможным решением он обратился к психологии. В результате возникла теория сознания и метод лечения его расстройств.
В конечном итоге Фрейд стал рассматривать все психические заболевания как результат борьбы между потребностью индивида удовлетворить свои инстинктивные желания и запретом, который общество налагает на их удовлетворение. По Фрейду психическое заболевание является результатом неудачи стремлений "Я" разрешить этот конфликт.
Школа психоанализа вызвала бурный интерес, а сам психоанализ оказал большое влияние на развитие гуманистической мысли. В наше время психоанализ неотделим от всего комплекса наук о человеке, общественного сознания и культуры.
Выделяют три основных метода психоанализа:
- анализ свободных ассоциаций;
- анализ снов и толкование сновидений;
- анализ и толкование ошибочных действий.
Фрейд считал, что психологический анализ психических явлений раскрывает их в динамике.
Воспоминания о травматических событиях, подавленные желания, переживания никуда не исчезают, а вытесняются из сознания в бессознательное. Устранение травматических импульсов и возвращение состояния психики в устойчивое равновесие является работой психоаналитика.
Методологические основы психологического анализа поведения и поступка
Действие и поступок являются формой ответной реакции психики человека на внешнюю среду. В своей осознанности и социальности действие становится поступком, единицей социального поведения человека.
С помощью поступка человек меняет структуру действительности, изменяет окружающий мир, что становится целью его деятельности.
Главное условие жизнедеятельности – это наличие в сознании целостной картины мира и человека в этом мире.
Способом осуществления конкретного действия выступает поступок, определяемый социальными целями.
Таким образом, функциональные системы – это механизмы поведения человека, формирование которых происходит под влиянием социальных условий.
Рассматривая приоритет поступка в формировании личности, А.Н. Леонтьев говорил, что поступок является мерой личности.
В. П. Зинченко считал, что сознание «взрывается» поступком, поэтому между поступком и развитием сознания существует связь.
Поступки человека – это его поведение, они организуются и направляются деятельностью, которая является внутренним содержанием поведения.
Деятельность включает человека в систему социальных связей и всегда субъективна.
Получается, что структура общественных отношений определена внешней формой поступка, что привносит в него ролевые установки человека и его личностные черты и свойства. Внутреннее же содержание поступка выполняет инструментальную функцию и является функциональным образованием.
Единицы» анализа с точки зрения психологического результата, направлены на утверждение ценностей и ведут к образованию значений и личностных смыслов в структуре сознания.
Если рассматривать этот вопрос с точки зрения отношения человека к окружающему миру, то психологическое переживание будет главным содержанием его личности.
Л. Г. Выготский рассматривал переживание как «единицу» в изучении личности и внешней среды в их единстве.
Поскольку для осуществления психологического акта переживание становится базовым, то в «единице» анализа поведения и поступка первый компонент связан с внутренней сферой социального действия, т.е. деятельностью, а второй компонент в единице анализа – это причина изменения социальной ситуации или социальная культура личности.
Таким образом, «единицей» психологического анализа поведения и поступка выступает артефакт, как взаимодействие внешних и внутренних форм в реализации эмоциональной пристрастности психического.
Контролирующая функция сознания осуществляет контроль поведения личности.
Эта контролирующая функция понимается как психологический уровень регуляции поведения.
Специалисты говорят о трех составляющих контроля поведения:
- контроль действий;
- контроль эмоций;
- когнитивный контроль, т.е. предвосхищение и планирование деятельности.
На поведение и поступки человека особенное влияние оказывает его характер, его интегральная и стержневая характеристика.
Народная мудрость гласит – какой характер, таковы и поступки. Характер проявляется в направленности личности, в её установках и отношениях, контролирующих все проявления.
Л. С. Рубинштейн считал, что характер человека есть закрепленная в нем (в индивиде) система генерализованных побуждений, мотивов.
Принципы психологического анализа деятельности
Для определения более эффективных путей решения каких-либо практических задач проблема психологического изучения деятельности имеет большое значение.
Психологический анализ конкретной деятельности, если исходить из конкретных практических задач, имеет специфические особенности.
Исходя из специфики решаемых практических задач и различия в содержании анализа деятельности, психология выработала ряд общих подходов его проведения, в которых изучаются отдельные стороны деятельности, абстрагированные от других.
В ряде концепций на первом плане находятся операционные аспекты. В данном случае деятельность описывается как сменяющая друг друга последовательность операций.
В других концепциях выделяется изучение мотивационного аспекта деятельности, что означает анализ динамики направляющих её мотивов.
Главным звеном в третьих концепциях является анализ регулирующих механизмов деятельности.
Есть концепции, которые описывают деятельность в плане анализа реализующих её физиологических процессов.
Каждый подход имеет право на существование и дает научные результаты. Все подходы друг другу не противоречат и друг друга не исключают. Однако ни один из них, по мнению Б.Ф. Ломова, не может стать универсальным.
Наиболее известными концепциями психологического анализа являются:
- функционально-алгоритмический подход;
- структурный анализ;
- обобщенный структурный метод;
- структурно-алгоритмический подход;
- структурно-психологическая концепция;
- концепция анализа интегративных психических процессов.