Психологические трудности изучения иностранного языка — это проблемы, с которыми сталкиваются младшие школьники на начальном этапе знакомства с языком.
Особенности изучения иностранного языка
В процессе преподавания иностранного языка в младшей школе педагоги используют разные методы. Большинство из этих методов имеют в основе коммуникативные и проблемно-поисковые задания.
Современная система образования выстраивает свою работу на основе Федеральных образовательных стандартов. Они предусматривают разностороннее развитие личности учащихся, включая сохранение их психического и физического здоровья. Важнейшая теоретическая и практическая проблема современной психолого-педагогической деятельности представлена совершенствованием процесса обучения младших школьников. Это становится особо важно, если учесть, что формирование психологической стабильности ученика происходит на начальном этапе.
Социальный заказ связывается с развитием в ходе обучения поликультурной личности, которая владеет иностранными языками. Соответственно, изучение этого предмета включается в образовательную программу начальной школы. Как известно, изучение иностранных языков способствует развитию познавательных способностей школьника.
Изучение иностранных языков помогает сформировать вторичную языковую личность. Это становится целью обучения иностранному языку. Исследование иностранного языка — это основа развития смежных языковых (речевых) навыков и умений, включая письмо и говорение. Наряду с этим, результаты многочисленных исследований указали на то, что обучение иностранным языкам необходимо ориентировать на психофизиологические особенности возраста учащихся.
Ученые выяснили, что самым эффективным является начало обучение иностранным языкам с 6-7 летнего возраста. В это время система освоения родного языка ребенком практически заканчивается, а к изучению нового языка он начинает относиться осознанно.
Основа успешности изучения иностранных языков младшими школьниками представлена психологической готовностью. Психофизиологическое созревание младшего школьника в это время связано со следующими составляющими:
- Активная предметная деятельность;
- Деловое общение со взрослыми;
- Активная речь;
- Произвольное поведение;
- Формирование потребности в общении со сверстниками;
- Использование символических игр;
- Самосознание;
- Самостоятельность.
Как известно у детей в этот период отмечен высокий уровень восприимчивости к окружающей информации. Это относится к физиологическим изменениям структур мозга и элементам ВНД.
Трудности в изучении иностранных языков у младших школьников
В психической жизни младшего школьника большую роль играет контакт со сверстниками. Тем не менее, индивидуальные особенности, которые связаны с нарушением коммуникативной функции, способны становиться источником психологических трудностей для общения и процесса изучения иностранного языка.
Специалисты указали, что самые выраженные психологические трудности у младших школьников представлены:
- Нарушением коммуникативных действий;
- Чрезвычайной эмоциональностью;
- Отсутствием регламентированности поведения;
- Высокой чувствительностью к воздействиям сверстников.
Своевременное выявление соответствующих психологических трудностей становится важнейшим условием для последующего успешного освоения учебного материала. Оно поможет адаптироваться к обучению, как в школе в целом, так и в изучении иностранного языка. Чаще всего трудности освоения иностранных языков в младшем школьном возрасте обладают психологическим характером.
Если принимать ко вниманию физиологические и психологические особенности младшего школьника, то специалисты рекомендуют применять разные методы. В основе большинства из них лежат коммуникативные и проблемные (поисковые) задания, включающие использование игровых элементов обучения.
Многие педагоги считают, что коммуникативные методики должны стать для младших школьников ведущими в процессе обучения иностранному языку. Потребность в развития свободной устной речи можно связать с использованием коммуникативной методики, которая дает возможность снятия страха перед общением, снижению языкового барьера.
Работа с психологическими трудностями
После проведения анализа самых часто встречаемых психологических трудностей у младших школьников, можно переходить к работе с ними. Здесь важно взять за основу коммуникативный метод с одновременным применением игровых методик (в частности, ролевая игра).
Основной принцип метода относится к практическому использованию английского языка. Коммуникативный метод можно применять с разных позиций (например, чтение как коммуникативно-познавательный вид). Считается, что чтение на английском языке дает возможность сформировать у школьников умение соотносить звуковую и буквенную часть текста с его смысловым значением.
Игровая форма изучения иностранного языка, включая использование визуального и касательного контакта (без прямого запрета и отталкивающих эмоций) только в иноязычной среде и доверительной атмосфере, позволит учащимся, имеющим психологические трудности, почувствовать комфорт и заботу со стороны учителя и одноклассников.
Правильно выбранный подход в процессе обучения иностранному языку дает возможность минимизировать эмоциональную напряженность в классах путем повышения мотивации к изучению языка. В качестве эффективного способа работы с детьми, которые имеют психологические трудности, выступает групповая работа. Школьнику предоставляются знания в ритме взаимодействия, когда он не только учит язык, но и обогащает себя социальными функциями. В этом случае знания начинают приобретать оттенок важного объединяющего элемента, помогая не только развиваться личности, но и формировать необходимые связи в социуме.