Психологические риски в образовательной среде — это различные ситуации, которые способны нанести ущерб позитивному развитию и психическому здоровью. Основным источником психологической травмы является психологическое насилие в процессе взаимодействия.
Подходы к проблеме рисков в образовательной среде
Кризисные явления в государстве, снижение уровня жизни людей сказываются на психологическом и соматическом статусе детей и родителей. По этой причине появляется потребность в психологической поддержке граждан в условиях хронического социального кризиса.
В последнее время неопределенность психологической ситуации в образовательной среде растет. Это связано с тем, что школы приобретают значительную свободу и самостоятельность (например, при выборе авторских программ, инновационных педагогических технологий, форм организации обучающего процесса).
Одновременно с этим можно наблюдать ухудшение показателей здоровья детей, увеличение детской преступности, рост числа дезадаптированных школьников с соответствующими проблемами (например, отклонения в развитии и поведении, трудности с учебой, дефекты мотивационной сферы и т. д.).
Сегодня в задачи психологов, работающих в сфере образования, входит создание в образовательной среде условий, которые будут способствовать полноценному психическому и личностному развитию учащихся. Одно из важных условий развития детей представлено их психологической безопасностью. Для ее обеспечения в образовательной среде необходимо понимание и своевременное выявление вероятных рисков, с одной стороны, и усиление качества работы с контингентом детей из «групп риска», с другой.
Психологические риски обучения и воспитания
Проблема обучения и воспитания школьников никогда не являлась простой и легко разрешимой. Ее сложность особенно возрастает тогда, когда дело начинает касаться детей, которые имеют статус «ребенок группы риска». Проводя анализ состояния изученности проблемы детей из групп риска, специалисты отмечают два основных момента.
Первый момент состоит в том, что присутствуют существенные расхождения в исследовании школьников из «группы риска». Это характерно как для разных научных школ, так и для различных авторов. Под термин «психологические риски» часто подводятся разнородные понятия (например, социальные поступки, психологосоматические особенности и характерологические свойства).
В ходе исследования данной проблемы можно также обнаружить различия в самой интерпретации категории «ребенок группы риска». В соответствии с определением психологического словаря, группа риска включает группу лиц, которая по причине некоторых обстоятельств своей жизни более других подвержена отрицательным внешним воздействиям (например, со стороны общества, криминальных элементов и др.). Это ведет к социальной и психологической дезадаптации.
Факторы психологического риска в образовательной среде включают:
- Властные отношения между учителями и учениками (воспитателями и воспитанниками);
- Проблемы во взаимоотношениях;
- Авторитарность учителя и т. д.
Взаимоотношения как фактор риска в образовательной среде
Психологический фактор риска в образовательной среде представлен, в первую очередь, фактором взаимоотношений. Это предопределяет потребность в исследовании стиля взаимоотношений педагогов и учащихся. Исследование должно включать анализ следующих сфер:
- Результаты учебной деятельности;
- Сложности в контакте ученика и учителя в образовательной деятельности;
- Тактика педагогического воздействия.
Любое нарушение в системе данных отношений напрямую способно отражаться на психическом состоянии школьника и его переживаниях. Самочувствие ребенка находится в прямой зависимости от особенностей взаимодействия педагога с ним.
В. Н. Алешин писал, что основной источник риска во взаимоотношениях в образовательной среде представлен авторитарным стилем общения. В качестве традиционных источников подобного риска выступает иерархическая организация большей части государственных и общественных структур. Сюда также можно отнести собственный опыт педагогов, кратковременный успех при применении авторитарных и подавляющих технологий в педагогическом процессе.
Авторитарность в педагогическом процессе часто связана с попытками компенсировать чувство неполноценности и неуверенность педагога. Некоторые школьники подчиняются педагогу из страха перед ним. С этим связаны и существующие предрассудки, которые касаются более высокой успеваемости школьников у учителей с авторитарным стилем поведения.
Риски образовательной среды в этой области также относятся к ожиданию авторитарного поведения педагога со стороны коллег и школьной администрации (родителей). В основе этого положения лежит естественное превосходство учителя над школьниками (в сфере знаний, опыта, физической силы).
По мнению исследователей, особого внимания в проблеме педагогических рисков также заслужила личностная агрессивность некоторой части педагогов. По статистике примерно 40 % учителей имеют высокую склонность к агрессивному поведению. Больше четверти педагогов при этом стремятся к проявлению агрессивности в прямой вербальной форме, имея определенную склонность к конфликтности.
Многие учителя вспыльчивы и склонны устанавливать конфликтные отношения с учащимися. Взаимодействие со школьниками не всегда представляет собой успешный процесс. Как показали различные эмпирические исследования, агрессия направлена чаще всего на тех учеников, работа с которыми способна вызвать психологические и организационные сложности.
Психологические риски связаны с затруднениями и инициацией негативных эмоциональных реакций, высокой напряженностью труда. Так, агрессия педагогов способна носить как активный, так и пассивный характер. Это относится к эмоциональному реагированию учителя на возникшие профессиональные ситуации.