Школьная успеваемость — это полнота, глубина, сознательность и прочность знаний, умений и навыков ученика, их соответствие требованиями учебной программы.
Причины школьной неуспеваемости
Пожалуй, чаще всего психологам, работающим с детьми и подростками приходится сталкиваться с проблемой школьной неуспеваемости. Если у ребенка отсутствуют органические поражения мозга, то, как правило, причины неуспеваемости заключаются в
- Педагогической запущенности;
- Психологической неготовности к обучению в школе;
- Неблагоприятной обстановке в семье (например, частые ссоры, развод родителей);
- Рождении второго ребенка;
- Конфликтах со сверстниками (одноклассниками).
Педагогическая запущенность заключается в том, что с такими детьми мало общались, не играли и не занимались. Не было уделено необходимого внимания их развитию и воспитанию. По этой причине ребенок отстает по успеваемости от одноклассников. Можно сказать, что интеллект ребенка сохраняется, поэтому при должной работе, он может в дальнейшем догнать по успеваемости одноклассников.
Еще одна психологическая проблема состоит в психологической неготовности к обучению в школе, которая связана чаще всего с тем, что ученик пошел туда в возрасте, когда еще не совсем психологически готов (например, в возрасте 6-7 лет). Еще одна проблема заключается в отсутствии психологической подготовки к школе со стороны родителей. Это способствует отсутствию школьной мотивации и последующему недостаточному развитию школьника.
Причина школьной неуспеваемости может заключаться в неблагоприятной обстановке в семье. Родители могут часто ссориться и скандалить, вплоть до развода, что тоже представляет собой травмирующий фактор. Психологи считают, что все, что происходит между родителями должно происходить только между ними. Ребенок не должен быть свидетелем сцен «разборок» между мужем и женой, поскольку это в любом случае отражается на психике.
Рождение второго ребенка для старших детей в семье также может стать стрессовым фактором. Особенно это происходит, когда событие случается при поступлении ребенка в первый класс. В это время все мамино внимание достается малышу. Появляется зависть, злость, ревность, тревога. Для ребенка эти чувства являются основными в таком положении, даже не зависимо от того, что он проявляет любовь и заботу к брату (сестре).
Конфликты со сверстниками и одноклассниками в начальной школе выводят ребенка из равновесия и приводят к неуспеваемости. Бесконечная «травля» и «подколы», характерные для современных школ, приводят к тому, что ученик станет не способен сосредотачиваться на занятиях или вовсе откажется ходить в школу.
Исследование психологической проблемы неуспеваемости
Различия в определении понятия «неуспеваемости» обусловили различия в теоретических подходах к его исследованию и использованию на практике. Так, под руководством Б. Г. Ананьева сформировалась теоретическая основа структурно-уровневого подхода к исследованию интеллекта.
Интеллект рассматривали в качестве сложной умственной деятельности, которая представляет собой систему познавательных функций различного уровня. Компонентами интеллектуальной системы выступали:
- Память,
- Внимание,
- Мышление,
- Психомоторика.
Используя корреляционный и факторный анализ, была обнаружена связь между разными аспектами отдельной познавательной функции (например, объем, распределение, переключение, устойчивость внимания) и между соответствующими познавательными процессами (например, внимание и память, память и мышление).
Ученые описывали структуру интеллекта и направленность интеллектуального развития в различном возрасте. Таким образом, в пределах эмпирического плана анализ и исследование уровня интеллектуального развития концентрировалось на выявлении уровня развития отдельных познавательных процессов, характера внутри функциональных и межфункциональных связей.
Еще один подход к изучению интеллектуальной деятельности предложил Г. Ю. Айзенк. Этот подход называется информационным. Автор считал, что различия в умственном развитии можно характеризовать с помощью особенностей функционирования центральной нервной системы. Она отвечает за более точную передачу информации, которая кодируется в качестве последовательности нервных импульсов в коре головного мозга. Если передача в ходе переработки сведений с момента влияния стимула до времени создания ответа происходит медленно (сбои, искажения), то успешность в решении тестов будет низкой.
Айзенк рассматривал следующие компоненты умственного развития: скорость решения, настойчивость в поиске решений и ошибки исполнения.
Большое значение ученый придавал «ментальной (умственной) скорости», которую он определил в качестве психологической основы и источника развития интеллекта. По причине такого понимания интеллекта его исследование сведено к регистрации скорости решения тестов и задач («ментальной скорости»).
Основу процессуального (деятельностного) подхода к исследованию умственного развития заложил в своих трудах С. Л. Рубинштейн. Автор считал, что невозможно определить умственные способности человека, используя только один результат его деятельности без вскрытия процесса мышления, который к нему привел.
Мыслительный процесс Рубинштейн рассматривал в качестве внутреннего условия, через которое опосредуются любые внешние воздействия. Содержанием мыслительных процессов являются, в первую очередь, операции анализа, синтеза, обобщения (качество, степень формирования данных операций).
Исследователь характеризует неуспеваемость школьника низким уровнем развития процессов анализа, синтеза, обобщения. Это ведет к низкому уровню умственного развития, который определяет способность к эффективному извлечению и переработке воспринимаемых сведений.
На практике повышение умственного развития означает, в первую очередь, развитие мыслительных процессов анализа и синтеза. Авторы определили природу интеллектуальных способностей с помощью легкости / трудности усвоения учебного материала.