Понятие самовоспитания
Самовоспитание – это процесс формирования человеком своей личности в соответствии с поставленными целями.
Самовоспитание является очень важной стороной воспитательного процесса, реализация которого происходит под влияние социальной среды и педагогов. Человек, занимающийся самовоспитанием, намеренно изменяет самого себя, возводит на более высокую ступень совершенства. Самовоспитание предполагает самостоятельное и сознательное преобразование телесных, душевных, социальных качеств личности.
Путь от воспитания к самовоспитанию должен быть организован на взаимодействии двух систем – воспитания и самовоспитания. Человек должен уметь создавать собственную жизнь и быть способным к самоопределению, считал П.П. Блонский. Психолог С.Л. Рубинштейн эту же мысль выразил немного другими словами, считая, что эффективная воспитательная работа – это, прежде всего, внутренняя работа самого воспитуемого.
Успех этой работы зависит от того, насколько воспитание в состоянии стимулировать и направлять её. Суть этой мысли заключается в том, что само школьное воспитание должно стимулировать и опираться на самовоспитательную работу учащихся. Люди, включая и школьников, во многих случаях ставят перед собой определенные задачи по личностному развитию, по самосовершенствованию, намечают пути их решения, что имеет характер самовоспитания.
Примеров самовоспитания в истории очень много и среди них пример выдающегося древнегреческого оратора Демосфера. Это потом он стал знаменитым, а сначала его первое публичное выступление в народном собрании повалилось. Причина заключалась в косноязычии и слабом голосе. Можно было оставить эти честолюбивые мечты, но решение Демосфера было другое – разработанная система упражнений, постоянные тренировки голоса, отработка жестов, вот путь, которым пошел выдающийся оратор и результат был ошеломляющий.
В юношеском дневнике Л.Н. Толстой записывал свои недостатки и намечал пути их преодоления. Сам великий писатель считал, что сумел преодолеть тщеславие, лживость и другие негативные наклонности своего характера, выработав у себя человеколюбие, наблюдательность, творческое воображение, развил память.
Самовоспитание, по мнению академика П.Я. Кочиной, имеет огромное социальное значение, потому что человек, воспитавший себя сам, может быть полезен людям. Но для самовоспитания нужно выявить свои собственные слабости и, поставив цель, бороться с ними, твердо идти вперед.
О сущности самовоспитания говорят известные психологи А.Г. Ковалев и А.И Кочетов, которые считают, что самовоспитание является сознательной работой человека над собой по формированию качеств, отвечающих требованиям общества, а также целям и интересам самого человека.
Самовоспитание носит созидательный характер, утверждающий принципы добра и справедливости, чести и личного достоинства.
Самовоспитание старших школьников
Высокий уровень самосознания приводит детей старшего школьного возраста к самовоспитанию.
Исследования, проведенные специалистами, показывают, что уже дети младшего школьного возраста вполне могут дать характеристику своему поступку, но, пока ещё не в состоянии установить связь между своей личностью и поступком. Свое поведение они пока объясняют только внешними обстоятельствами.
Подростки в этом плане выглядят уже по-другому, они в состоянии установить эту связь, но тоже ещё без устойчивого представления о себе. Отделить существенное от несущественного в своем характере и поведении они тоже ещё не могут, а это говорит о том, что самовоспитание подростка является ситуативным и не имеет самостоятельного характера.
Что касается старшего школьника, то у него, возникающая потребность в самоопределении, заставляет систематизировать знания о себе и обобщить их. Молодые люди хотят разобраться в своем характере и своих чувствах глубже, правильно оценить свои действия и поступки.
Старших школьников интересуют такие вопросы – можно ли узнать свой характер и как это можно сделать, как можно сформировать у себя стойкость и выдержку и др.
Несмотря на то, что старшие школьники более ответственно занимаются самовоспитанием, им всё равно необходима в этом отношении помощь со стороны взрослых, которые могут подсказать каждому из них, на что необходимо обратить внимание и как его лучше организовать.
Заниматься самовоспитанием можно не только индивидуально, но и, объединившись с товарищами в группу, что позволит составить совместный план и контролировать друг друга.
Личность старшего школьника характеризуется появлением таких новообразований как самостоятельность суждений, формирование мировоззрения, стремление к самовоспитанию, повышение требований к моральному облику человека.
Самооценка – фактор самовоспитания
Ядром личности является самооценка своих возможностей, качеств, места среди людей.
Самооценка – это важный регулятор поведения человека. Критичность, требовательность, отношение к удачам и неудачам, взаимоотношения с людьми зависят от самооценки, которая связана со степенью трудности поставленных целей и их достижением.
Формирование адекватной самооценки идет постоянно и зависит от разных критериев в той или иной области жизни. Самооценка и оценка социума – это разные вещи. Социум внушает человеку внешнюю оценку, которая может и не соответствовать истине, и если человек внушаем, то он принимает эту внешнюю оценку и живет с ней, несмотря на внешние изменения. Такая ситуация может быть как с заниженной, так и с завышенной самооценкой человека.
К внешнему социуму, прежде всего, относятся родители, которые ради удовлетворения своих потребностей, формируют у ребенка завышенную самооценку. Ребенок не стремится что-либо делать, чтобы соответствовать этой оценке. Это идет на уровне того, что мама сказала, он самый умный, красивый и сильный – значит, так это и есть. Трагедия появляется тогда, когда этот ребенок идет в другой социум и, столкнувшись с жестокой реальностью, получает психическую травму.
Внешняя оценка всегда необъективна, и об этом надо всегда помнить.
Именно с самооценки начинается самовоспитание и здесь важно знать, какие качества необходимо у себя воспитывать. Правильно сформулировать цели самовоспитания позволяет адекватная самооценка.
В основе самовоспитания лежит принцип, разработанный физиологом П.К. Анохиным – это принцип опережающего отражения действий и поступков в сознании человека, которые он собирается совершить для того, чтобы внести в свое личностное развитие. Если такая мысленная программа формируется, то это побуждает личность к практическим действиям и создает стимулы для волевых усилий.
С появлением способности к анализу и самооценке своих положительных качеств старшие школьники начинают заниматься самовоспитанием. У них возникает внутренняя потребность к собственному личностному развитию и совершенствованию.
По организации самовоспитания в школе важно проводить специальную работу.
В этой работе необходимо использовать те факторы, которые побуждают личность к самовоспитанию:
- побуждающим моментом являются требования, предъявляемые обществом к развитию личности, притягательные социальные идеалы, моральные примеры и образцы из литературы и обыденной жизни;
- важным стимулом являются и притязания на признание своего достойного места в среде одноклассников и сверстников, имеющих здоровую моральную направленность;
- атмосфера состязательности, созданная в коллективе старшеклассников, положительно влияет на побуждение к самовоспитанию, достигнутые успехи закрепляются, а недостатки преодолеваются;
- создание атмосферы состязательности, закрепление достигнутого успеха, преодоление недостатков побуждают старших школьников к самовоспитанию;
- стимулируют самовоспитание положительные литературные примеры и примеры, взятые из обыденной жизни;
- активизируют работу над собой здоровые дискуссии на моральные темы, обсуждение в коллективе нарушений правил товарищества и дисциплины.
Конечно, данные факторы на старших школьников оказывают разное влияние, но в своей совокупности они пробуждают стремление и потребность работать над собой. [Замечание]