Вальдорфская педагогика
Вальдорфская педагогика - это комплекс способов и приемов воспитания и обучения, который базируется на антропософской концепции развития индивида как целостного взаимодействия различного рода телесных, душевных и духовных факторов.
«Отцом» вальдорфской педагогики является Рудольф Штайнер.
Стоит отметить, что данный вид педагогики является доволно сложным для реализации по сравнению с прочими видами педагогики, что, в первую очередь связано с тем, что в рамках вальдорфской педагогики не существует какой-то единый принцип, который применим абсолютно ко всей системе. Так, например, в основе педагогики Монтессори лежит основная идея, сущность которой заключается в том, что ребенок развивается абсолютно самостоятельно. Данная идея выступает в качестве некоторого противопоставления идее о том, что взрослый извне, своими воздействиями навязывает ребенку правила, каким образом и как быстро ему необходимо развиваться. Так, основным девизом такой педагогики является «Помоги ребенку сделать это самому». Следовательно, дидактический материал такой педагогики построен так, чтобы ребенок, самостоятельно используя этот материал, развивался в самодвижении. Таким образом, идея саморазвития является одной из наиболее важных идей и должна применяться в любой педагогике, но именно в рамках педагогики Монтессори она используется в отношении детей, начиная с дошкольного возраста в течение всего периода развития как основной принцип.
Основным отличием вальдорфской педагогики является тот факт, что в ней используются различного рода принципы воспитания ребенка на разных возрастных этапах. Так, методы, которые применяются для воспитания детей, обучающихся в младшей и средней школы, не применимы к детям, обучающимся в старшей школе.
Стоит отметить, что вальдорфскую педагогику невозможно отнести к направлению раннего интеллектуального развития. Она привлекает, в первую очередь, тех педагогов, которые ищут не схем и универсальных методик, а прежде всего душевной, творческой атмосферы, и базируется на началах антропософия - оккультно-мистического учения, в рамках которого основной целью воспитания считается раскрытие «тайных» способностей индивида посредством использования специальной системы.
Особенности вальдорфской педагогики
Учебные заведений, которые практикуют вальдорфскую педагогику, имеют некоторые отличия от государственных. Как правило, в таких заведениях достаточно тихо, нет суеты, оборудование сделано из экологичных материалов, стены окрашены в строго определенные цвета (в зависимости от возраста детей, которые обучаются), в них царит атмосфера творчества, добра. В рамках данной педагогики в центре процесса стоит человек детского возраста с его индивидуальными особенностями, в связи с чем ему предоставлены все возможности развития способностей в темпе, который более удобен для него, т.е. понятия «нормы» или «опережений развития» отсутствуют. В рамках вальдорфской педагогики принято считать, что применять какие-то общие критерии оценки деятельности воспитвнников недопустимо, ведь каждый ребенок имеет свои уникальные способности.
В основе вальдорфоской системы лежат следующие положения:
- духовное развития личности превыше всего. Данная педагогические методика стремиться апеллировать прежде всего высшими человеческими качествами и свойствами;
- все методические материалы изучаются детьми блоками, средняя длительность изучения которых равна 3-4 неделям, что дает возможность ребенку вжиться в тему;
- все учебные дни делятся на три части, а именно: духовная, душевная, креативно-практическая.
- в обязательном порядке учитывается уровень развития каждого ребенка, его особенности;
- приоритетным методом данной педагогики является метод «душевной экономии», сущность которого в том, что педагоги в процессе преподавания развивают ту деятельность у ребенка, который он способен освоить без какого-либо внутреннего сопротивления;
- наглядное обучение может быть использовано после достижения индивидов 12-летнего возраста, так как принято считать, что до этого момента формирование тех или иных понятий противоестественно.
В отношении детей младше 12 лет применяется творческий подход, который в значительной степени базируется на образном мышлении:
- во время занятий педагоги стараются в большей степени задействовать эмоциональную память, до 12 лет используют «метод обучения в сопровождении чувств»;
- в рамках данной педагогики интерес ребенка рассматривается как сердцевина учебно-воспитательного процесса. Таким образом, если в 5 лет дети в большей степени склоны к играм, то весь образовательный процесс строится аналогичным образом;
- в рамках применения данной методики преподается такой предмет как эвритмия – вид искусств, который был разработан непосредственно Штайнером и направлен на развитие воображения, чувств индивида;
- в обязательном порядке должен соблюдаться ритмический распорядок дня;
- в рамках обучения применяются общие принципы гармонизации душевной жизни ребенка (уравновешивание воли, чувств, мышления) и гармонизации социальной среды (формирование благоприятной социальной среды, где ни в коем случаев не подавляются особенности и индивидуальность ребенка);
- вальдорфский педагог в обязательном порядке на постоянной основе самосовершенствуется, он способен полностью контролировать собственные эмоции и поведения.
Таким образом, вальдорфская педагогика базируется на индивидуальном подходе к ребенку, формирует наиболее комфортные условия для развития его талантов, духовного роста, предъявляет достаточно высокие требования к личности преподавателя.