Роль фармацевтических работников в фармакотерапии
Фармацевт – это младший медицинский специалист, занимающийся приготовлением и реализацией лекарственных препаратов.
При назначении того или иного лекарственного препарата, врач должен исходить из представления о его фармакокинетике, биохимии, синергизме, антагонизме, трансформации. Безусловно, ориентироваться в этом достаточно сложно, поэтому в ряде развитых стран ответственность за обеспечение безопасности лекарства лежит на клиническом фармацевте. В каком-то смысле он выполняет функцию защитника, являясь звеном между пациентом и врачом. Фармацевт дает достоверную информацию о препарате, обеспечивая пациенту безопасность.
Эффективная работа требует от фармацевта, как отраслевых, так и психологических знаний, личных коммуникативных качеств.
При общении с посетителями аптеки, важно уметь преодолевать различного рода психологические барьеры, в этом заключается одна из особенностей работы фармацевта.
Не всегда аптеку посещают только больные люди, сюда идут и за дополнительными услугами – измерение давления, консультации врача в торговом зале. Однако есть и такие, кто приходит конфликтовать. Большой ассортимент лекарственных препаратов часто провоцирует проблему выбора и приводит посетителя к стрессу.
Современные аптечные предприятия стоят перед острой проблемой – отпуск лекарства без рецепта. Довольно часто пациенты приходят не с рецептами, а с устным назначением врача, или с уверением, что данный препарат уже принимали и эти лекарства им отпускают. В таких случаях виноваты и врач, и фармацевт – врач считает, что достаточно написать название лекарственного препарата на бумажке, а фармацевт, знает, что эти лекарства пациент без проблем может купить в соседней аптеке. Виноват, безусловно, и пациент. Между пациентом, врачом и аптекой всегда должен быть диалог.
Роль работников аптек в антибиотикотерапии значительная, они должны препятствовать неадекватному самолечению и ограничивать бесконтрольный прием антибиотиков, поскольку на них переносится ответственность за лечение этими препаратами. В подобных вопросах важно воспитание культуры назначения, информационной работы среди врачей и работников аптек.
Специалист, работающий в аптечной системе, должен обладать такими личностными качествами как ответственность и пунктуальность, терпение и усидчивость, продуктивность и работоспособность, иметь хорошую память, уметь концентрировать свое внимание и, конечно, желание помогать людям.
Психологические особенности деятельности фармацевта
В жизни общества аптека принимает активное участие, которое заключается в реализации экономической стратегии страны – в сохранении здоровья нации и подъеме его культурного уровня.
Работник аптеки является субъектом и объектом общения, а это значит, что он должен уметь общаться с покупателями и здесь на передний план выходит человеческий фактор.
Знание вопросов социальной психологии необходимо наряду с профессиональной подготовкой фармацевта.
В организации торгового процесса психология ещё не заняла подобающего места, но необходимость внедрения положений социальной психологии в управление деятельностью аптек ощущается довольно остро.
Конкуренция розничных структур рынка фармацевтики социально-психологическому направлению отводит большую роль.
Специалисты считают, что в прикладной ветви социальной психологии возможно введение нового понятия – «психология аптечной торговли», особенности которой включают различные взаимоотношения, например, руководитель-поставщик, фармацевт-коллектив, фармацевт-покупатель и др. Сфера предложения и спроса являются параметрами восприятия этих взаимоотношений. Область предложения занимается изучением психологической реакции производителей и потребителей на цену, рекламу, на сам товар. Область спроса занимается определением факторов, которые оказывают воздействие на спрос – это материальное положение индивида, его образование, степень культуры и виды покупок – плановые или неплановые.
Исходя из этого, можно сказать, что психология аптечной торговли призвана решать задачи, сочетающие в себе такие компоненты:
- участие в развитии личности фармацевтического работника, оказание воздействия на личность потребителя, способствовать оптимизации климата в аптечной сфере, отдавать предпочтение товарам отечественного производства;
- социальные и экономические задачи, стоящие перед аптечной службой, не могут быть увязаны с задачами психологии аптечной торговли – с одной стороны – стабильное снабжение населения и лечебно-профилактических учреждений изделиями медицинского назначения, а с другой стороны – получение прибыли улучшение условий труда работников отрасли;
- психология аптечной торговли решает задачи, производные от тех, что стоят перед психологической наукой в целом.
Психологический климат в аптеке
Нормальная социальная и психологическая обстановка в аптеке должна быть естественна. От неё зависит результат общего труда.
Установленные стандарты и посетителям, и сотрудникам аптеки дают возможность чувствовать себя комфортно. Комфортными должны быть гигиенические условия – температурный режим, влажность, рабочее место фармацевта.
Общение между коллективом имеет свое большое значение. Положительные условия способствуют достижению отличных результатов, и коллектив работает совместно и дружно. На сплоченность коллектива большое влияние оказывает характеристика состояния в коллективе на текущий момент, психологические характеры персонала, психологический настрой.
Атмосферу, существующую в аптеке, можно определить по обслуживанию покупателей, количеству жалоб, количеству перерывов и их продолжительностью.
Благоприятный микроклимат в коллективе является важным условием не только для деятельности отдельно взятых сотрудников, а и всего предприятия.
Сотрудниками аптек, как правило, являются в основном женщины, поэтому отношения с коллегами для них более значимы, чем для мужчин. Там, где царит взаимоподдержка, как показывает практика, стрессы и конфликты переносятся значительно легче, эффективность труда возрастает на 10-20%, в то время как негативный климат приводит к потере рабочего времени на 15% и значительно затрудняет работу.
Надо сказать, что неблагоприятный климат в коллективе не обязательно может быть связан с отдельными сотрудниками. Причиной этого может быть плохая организация рабочего процесса, а также отсутствие достаточно приемлемых условий труда, пересечение функциональных обязанностей сотрудников, сложности с обменом информации внутри компании. Угроза «попасть под сокращение» тоже сказывается на отношениях в коллективе.
Данные факторы можно устранить, а для этого необходимо пересмотреть систему управления и мотивации сотрудников. Помощь в этом может оказать социальный пакет, включающий возможность повышения квалификации, оплату лечения и отдыха сотрудника аптеки за счет предприятия, приобретение препаратов в своей аптеке по льготным ценам.
Устранить существующие проблемы в коллективе ещё недостаточно, необходимо создать корпоративную культуру, что является кропотливой работой, требующей больших усилий. В принципе корпоративная культура должна существовать в любой организации и там, где она сформирована, там есть и результаты. В создании корпоративной культуры аптеки важную роль играют такие атрибуты как форма сотрудников, оформление витрин и в целом помещения, корпоративная символика.
Кадровая политика и стиль управления тоже имеют свое значение, а баланс между ними делает корпоративную культуру прочным фундаментом. Мотивом трудовой деятельности в таком случае является сама принадлежность к коллективу.