Повышение квалификации – это вид профессионального обучения сотрудников, проводимого с целью расширения объема их теоретических знаний, а также совершенствования практических навыков и умений
Особенности профессионального переобучения
С помощью повышения квалификации (переобучения) взрослые люди получают возможность развивать свои способности, обогащаться знаниями, совершенствовать профессиональные квалификации. Они могут начать применять их в новом направлении.
Профессиональное обучение — это любые систематические действия, предпринятые людьми, которые завершили первоначальный цикл непрерывного образования. Оно необходимо для расширения своих знаний, совершенствования навыков с целью адекватного выполнения профессиональных задач.
Процесс образования должен продолжаться в течение всей жизни, поскольку человек, не проходя обучение, может отстать от технических и социальных изменений. Тем самым он не сможет подготовить себя к изменениям в жизни и не получит возможность в полной мере реализовать собственный потенциал личности.
Психологические особенности переобучения взрослых учащихся отличаются от учащихся детей. В педагогике даже предусмотрен отдельный раздел дидактики, названный андрагогика. В нем предложили андрагогическую модель организации обучения, в пределах которой ученик несет ответственность за формирование области обучения, выбирая методы и планируя сроки.
Психологические особенности взрослых людей, проявляющиеся в ходе обучения
Организуя переобучение, необходимо обратить внимание на несколько особенностей взрослых людей, которые включают осознанность в отношении процесса обучения, потребность в самостоятельном изучении и осмысленности, практическую направленность к обучению, стремление использовать полученные знания, умения и навыки.
Взрослые люди, как правило, имеют желание учиться. Когда они понимают свою потребность в обучении, они определяют возможности использовать его результаты для улучшения собственной работы и деятельности. Помимо этого, взрослый человек, как правило, проявляет стремление активно участвовать в обучении, привнося в обучающую ситуацию свои жизненные ценности и опыт.
Психологические особенности повышения квалификации взрослого человека связаны с тем, что такие люди стараются осуществить соотнесение обучающей ситуации с собственными целями и задачами. Взрослые люди имеют большое число семейных и социальных обязанностей. По этой причине они готовы учиться, не отрываясь от основной профессиональной деятельности. Разные люди осваивают новые знания и навыки с различной скоростью, поэтому, осуществляя работу с ними, необходимо обратить внимание на индивидуализацию обучения.
Одна из специфических особенностей переобучения взрослых, с которой организаторы и преподаватели практически не сталкиваются в общеобразовательной школе, представляет собой отсев участников, которые были набраны первоначально. Отсев можно увидеть в сменной школе, в различных государственных и негосударственных курсах образования.
Причины прекратить обучение у взрослых людей могут быть самыми различными. В основном они включают:
- Недостаточное количество времени;
- Наличие семейных обстоятельств;
- Невозможность совмещения работы с обучением;
- Потеря навыков учения, которые создают у учеников дискомфорт, и т.д.
Есть еще одна причина, чаще всего выступающая стимулом бросить учебу. Это погружение взрослого человека в атмосферу уже пройденного стиля, который характерен для «детской» школы. В этом случае учитель выстраивает отношения по типу «учитель-ученик», что типично для школы. Для исключения такой ситуации и устранения этой причины отсева, преподаватель должен знать, чем эта категория людей отличается от обычных школьников.
В более или менее развитых государствах все школьники в большей степени ориентированы на учебу. Без данного процесса они не имеют возможности выйти в самостоятельную взрослую жизнь. Подрастающее поколение уже по генам программируется на тот или иной путь обучения. У взрослых же, прошедших этот путь в более раннем возрасте, нет такой программы. Они вступают в процесс переобучение при наступлении жизненной необходимости такого процесса.
Психологические причины и особенности переобучения взрослых
Для взрослого человека внешние мотиваторы, включая школьную оценку, поощрение и наказание, имеют второстепенное значение. Они могут вообще отсутствовать, поскольку на первый план выходит внутренняя мотивация деятельности. В ее основе лежит понимание роли и значения усвояемого материала.
Взрослая избирательность формирует некоторые трудности в его переобучении. Состав внутренней мотивации учебной деятельности взрослого также неоднороден и сводится к 3 типам: утилитарной, престижной и мотивации цели.
Утилитарная мотивация может стать узкой. Ее определяют лишь личные потребности человека. Широкая мотивация характеризуется наличием личных потребностей, которые связаны с социальными потребностями. В этих ситуациях она может порождаться с помощью социально-профессиональной практики человека и возникновения необходимости совершенствовать эту практику. Во второй ситуации личная нужда, как правило, может совпасть с общественными или производственными потребностями.
Мотивация престижа также является стимулом для включения взрослых людей в учение. В этом случае человек получает удовлетворение и выделяется из среды окружающих людей, участвующих в этом обучении. Приобретение знаний ради них самих может встречаться более редко, но тоже присуще для разных клубов и курсов по интересам.
Психологические особенности предполагают включение взрослого человека в процесс накопления личного капитала как образования. Данный капитал может приобретать максимальную значимость для общества, приводя к переменам в характере и качестве деятельности человека в широком смысле.