Метод обучения представляет собой способ педагогического воздействия. Он имеет свою цель, задачи и является целостной структурой. Методический прием является элементом метода, конкретным, часто элементарным действием учителя, которое должно вызвать ответное действие учеников.
Классификация методов обучения
Классификация методов обучения производится на основании целостного деятельностного подхода, который был разработан Ю. К. Бабанским. Ученый выделил три группы методов.
Первая группа включает методы организации и осуществления учебного процесса и познавательной деятельности. К ним относятся следующие методы:
- Словесный,
- Наглядный и практический (передача и восприятие учебной информации в виде источника знаний);
- Индуктивный и дедуктивный (интеллектуальная деятельность);
- Репродуктивный;
- Проблемно-поисковый (развитие мышления);
- Самостоятельная деятельность учеников, осуществляемая под руководством преподавателя.
Вторая группа методов включает методы стимулирования и мотивации. В третью группу входят методы контроля и самоконтроля.
Самая распространенная и востребованная в специальном обучении классификация методов в зависимости от источника знаний (традиционная классификация). Она включает словесные, наглядные и практические методы.
При использовании словесных методов в качестве источника знаний выступает устное или печатное слово (например, объяснения, разъяснения, рассказы, беседа, инструктажи, лекции и дискуссии). Из словесных методов выделен самостоятельный метод — работа с книгой (чтение, изучение, реферирование, цитирование, изложение, беглый просмотр, формирование плана, составление конспекта).
В наглядных методах источник знаний представлен наблюдаемыми предметами, явлениями, наглядными пособиями (например, показы, иллюстрации, демонстрация, наблюдение учащихся, экскурсии).
В ходе применения практических методов ученики могут получить знания и выработать умения при выполнении практических действий. Это могут быть упражнения, лабораторная или практическая работа, процесс моделирования, учебно-производительный труд.
Если в ходе применения видеометода используются специальные технические средства обучения. Посредством их применения осуществляются просмотр видеоматериалов и лекций, выполнение упражнений под контролем «электронного учителя».
Недостатки развития познавательной деятельности (особенно внимания, мышления и речи, сенсорно перцептивной деятельности) школьников, которые обучаются в специальных образовательных учреждениях, не дают возможность использовать определенную классификацию или подходы в полной мере.
Методы специального обучения
В рамках специального обучения используется общепедагогический арсенал методов и приемов обучения. Наряду с этим часто берутся за основу специфические методы для каждой категории обучающихся, у которых есть особые образовательные потребности. Коррекционно-педагогическая работа состоит из определенных структурных сочетаниях, которые включают оригинальные образовательные технологии.
Большое разнообразие в отборе, композиции и применении распространено и на методы организации и ведения учебно-познавательной деятельности школьников с отклонениями в развитии. Эти методы включают:
- Перцептивный (наглядный, практический) метод, который обеспечивает словесную передачу и слуховое или зрительное восприятие учебного материала и информации в организации и способе усвоения;
- Логический метод (состоит из индуктивного и дедуктивного метода);
- Гностический метод, включая репродуктивный, проблемно-поисковый, исследовательский.
Психологическая особенность методов специального обучения состоит в том, что они могут успешно реализовываться в практическом образовании общего назначения. Это происходит как под руководством преподавателей, так и самостоятельно обучающимися. Тем не менее, последнее в условиях специального обучения достаточно затруднительно.
Отбор методов для коррекционной работы с детьми и подростками, которые имеют отклонения в развитии, предопределяется их психологическими особенностями. По причине нарушений в развитии перцептивной сферы (например, слуха, зрения, опорно-двигательной системы и др.) у таких детей значительно уменьшаются возможности полноценно воспринимать информацию.
Наличие отклонений в умственном развитии способно ограничить восприятие учебной информации. По этой причине предпочтение необходимо отдавать методам, которые помогают максимально полно осуществить передачу, восприятие, удержание и переработку учебного материала в виде, доступном для учащихся. Упор здесь важно делать на сохранные анализаторы, функции и системы организма в зависимости от природы особых образовательных потребностей конкретной личности.
Группа перцептивных методов на начальной стадии обучения детей с отклонениями в развитии приоритетно включает практические и наглядные методы, которые формируют сенсомоторную базу представлений и категорий в рамках познаваемой действительности. В качестве дополнения здесь выступают словесные методы, предназначенные для передачи учебной информации. В последующем словесные методы начнут занимать значительное место в системе обучения.
В случае любых отклонений в развитии, как правило, происходит нарушение речи. Это означает, что особенно на начальной стадии обучения слова учителя и его объяснения в пределах словесных методов не могут использоваться как ведущие.
Разные типы нарушений развития ведут к преобладанию наглядных видов мышления. Они затрудняют развитие словесного и логического мышления, что, в свою очередь, существенно может ограничить возможности использования логических и гностических методов в образовательном процессе.