Понятие креативности
Креативность – это творческие способности человека, которые характеризуются готовностью к генерированию принципиально новых идей и решений, входящих в структуру одаренности в качестве самостоятельного и независимого фактора.
Одним из видных психологов, занимавшихся исследованием креативности, является П. Торренс, который считал, что в нее входит повышенная чувствительность к проблемам, к противоречиям и дефициту знаний, действий в ходе определенных ситуаций, выдвижению гипотез и поиску решения на их основании, формулирование полученного итогового результата.
В настоящее время разработано и активно используется большое количество психологических тестов и опросников, направленных на выявление уровня креативности и дивергентного мышления у личности.
С целью развития креативности используются различные специально смоделированные ситуации, которые имеют определенную незавершенность или открытость. То есть, данные ситуации побуждают человека интегрировать новые элементы, осуществлять поиск путей решения не используя шаблоны и стереотипы.
Наиболее восприимчивым возрастом к развитию креативности является возраст 3-5 лет, в этот период дети активно осваивают новые действия, которые они пробуют использовать в практической деятельности не только по назначению. К 6-ти годам эта активность идет на спад. Спад творческих проявлений к возрасту 6-ти лет обусловлено активизацией интеллектуальной деятельности вследствие уменьшения роли бессознательного в регуляции поведения и возрастания свойств рассудочности и критичности в сознании ребенка дошкольного возраста.
Условия развития креативности:
- Наличие соответствующей развивающей окружающей среды, ее предметно-информационная насыщенность.
- Наличие у ребенка образцов креативного поведения.
- Наличие определенного (оптимального) уровня социализации, которые способствует овладению ребенком необходимых навыков коммуникации.
- Минимизация поведенческих шаблонов и стереотипов.
Процесс формирования креативности в онтогенезе является личностной характеристикой, которая первоначально проявляется на мотивационно-личностном уровне, а затем и на поведенческом (продуктивном).
Таким образом, креативность рассматривается как противоположность обыденности, предполагающая генерирование нестандартных решений и подходов. Ряд исследователей считают, что уровень креативности определяет силу человеческого ума, его направленность на создание нового и необычного.
Параметры креативности
Общепризнанными являются параметры креативности, которые были выделены и описаны Дж. Гилфордом:
- Беглость – подразумевается способность человека генерировать максимальное количество идей за относительно небольшое время.
- Гибкость – наличие способности применять для решения различных ситуаций необычных и нестандартных стратегий, отличающихся от общепринятых. Кроме того, гибкость подразумевает способность человека переключаться с одной идеи на другую, и при этом качественно с ними работать.
- Оригинальность – способность человека разрабатывать нестандартные и необычные идеи, которые кардинально отличают от общепринятых, стандартных (шаблонных, стереотипных и т.д.).
- Разработанность – способность человека не просто вырабатывать необычные и нестандартные идеи, но и детально их разрабатывать, доводя до логического конца.
Е. Торренсом были выделены иные критерии креативности, которые характеризуют ее несколько с иной точки зрения:
- Повышенная чувствительность человека к познанию противоречивой информации, проблемным ситуациям и т.д. Устремленность не просто их познать, а выработать систему или стратегию по их разрешению.
- Наличие необычного подхода к решению проблем. То есть человек не просто стремится решить проблему, а предварительно разрабатывает стратегию, которая включает в себя гипотезу, цель, методы и ожидаемые результаты.
Особенности креативной личности в исследованиях различных психологов
Особенности творческой личности:
Расфокусированность внимания – подразумевается, что креативная личность способна удерживать в поле своего внимания одновременно несколько элементов и при этом качественно и продуктивно работать с ними, комбинировать, сочетать и т.д.
Наличие у человека одновременно нескольких противоположных характеристик. Например, крайняя дисциплинированность и игривость; безответственность и повышенная ответственность; скромность и гордость и т.п.
Владение способами реорганизации и трансформации, которые взаимосвязаны с индивидуальными особенностями человека. В этой связи данные способы проявляются у каждого человека по своему, имеют свою специфику и ряд особенностей.
Способность нестандартно изменять структуру поступающей извне информации, подвергать ее внутреннему анализу и переработке, посредством формирования аналогий и соединения выявленных концептуальных пробелов.
Переформулировка проблемы. Креативная личность, получая определенное задание или попадая в проблемную ситуацию, не просто ее воспринимает, а переформулирует возникшую проблему с целью скорейшего и нестандартного решения.
Использование для решения имеющихся знаний, образов и воспоминаний. Однако в данном случае креативная личность не просто использует имеющиеся знания и образы, в предварительно их перерабатывая и адаптируя под условия проблемной ситуации. Таким образом, создаются новые методы и средства, отличные от имеющихся стандартных.
Использование невербальных моделей мышления в процессе выработки методов и средств, направленных на разрешение конкретной ситуации (проблемы, вопроса и т.д.).
В общем же процесс креативности требует внутреннего напряжения, которое может возникать тремя путями:
- в конфликте между традиционным и новым в каждом шаге креативного процесса;
- в самих идеях, в различных путях решения или предполагаемых продуктах;
- оно может создаваться между хаосом неопределенности и стремлением перейти на более высокий уровень организации и эффективности внутри индивидуальности или общества в целом.
Возможно, все три вида напряжения возникают на разных этапах креативного процесса