Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психологические особенности этнических групп

Психологические особенности этнических групп

Определение 1

Психологические особенности этнических групп – это особенности группы людей, связанных между собой этнической или культурной принадлежностью, проявляющиеся на сознательном и бессознательном уровнях.

Этнос – это народ, исторически сложившийся на определенной территории, имеющий общность языка, культуры и психики.

Главной особенностью этноса является сознание своего единства и отличия от других народов.

Российский философ Г.Г. Шпет в 20-е годы прошлого века подчеркивал, что принадлежность человека к определенному народу определяется сознательным приобщением к культурным ценностям и святыням, образующим содержание истории народа.

Национальная психология существует в национальном характере, интересах, традициях, привычках.

Определение 2

Национальный характер – это устойчивые психологические черты, определяющие привычную манеру поведения и образ действий представителя той или иной нации.

Особенности национального характера в историческом процессе трансформируются и не являются чем-то застывшим. Характер приобретается в процессе воспитания.

Национальные интересы являются общественно-психологическим и социальным явлением, являются движущей силой поведения и деятельности людей.

Что касается национальных традиций, то в их основе лежит опыт нации, укоренившийся в жизнь.

Появляются национальные традиции в поступках, делах, одежде, стиле общения, в жестах и движениях.

Выделяются следующие национально-психологические особенности:

  • мотивационно-фоновые, проявляющиеся в работоспособности, деловитости, осмотрительности;
  • интеллектуальные – в характере организации мыслительной деятельности, степени изобретательности, гибкости, степени логичности и др.;
  • познавательные особенности – проявляющиеся в яркости воображения, концентрации внимания, активности восприятия и др.;
  • эмоциональные особенности – особенности выражения эмоций, чувств;
  • волевые особенности их длительность и устойчивость;
  • коммуникативные особенности, связанные с характером взаимодействия между людьми, сплоченности или отчужденности.
  • На смену понятию «национальный характер» для обозначения психологических особенностей этносов, пришло понятие «менталитет» – уровень коллективного и индивидуального сознания.
  • Менталитет включает бессознательную совокупность людей воспринимать мир определенным образом.
  • Менталитет формируется в процессе исторического развития народа и определяет национальный характер, модель экономического и социального поведения.
«Психологические особенности этнических групп» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Замечание 1

Для менталитета русских людей характерны, например, черты коллективизма, взаимопомощи, милосердия, справедливости, православных христианских традиций, эмоциональности, интуитивности, выносливости, мужества, стойкости и др.

Развитие этнической идентичности

Структура этнической идентичности включает когнитивный и аффективный компоненты.

Когнитивный компонент означает этническую и культурную осведомленность о своем народе, а аффективный компонент показывает чувство принадлежности к группе.

Этническая идентичность в своем развитии проходит три этапа:

  • первый этап начинается в 6-7 лет, когда ребенок получает некоторые знания о своей этнической принадлежности, сначала это такие показатели, как цвет кожи, язык, обычаи, внешность;
  • второй этап проходит в 8-9 лет – ребенок в этом возрасте идентифицирует себя со своей этнической группой – национальность, родной язык, место проживания;
  • третий этап, когда этническая идентичность сформировалась полностью, проходит в младшем подростковом возрасте, в 10-11 лет.

Возможности для приобретения больших знаний о своей и других этнических группах дает межэтническое общение, способствующее формированию коммуникативных навыков.

Русский ребенок, живущий в крупном городе, свою этническую принадлежность сознает быстрее по сравнению с ребенком отдаленного места жительства.

Это объясняется тем, что в небольшом и удаленном населенном пункте значительно меньше опыта межэтнического общения и меньше интерес к собственной идентичности.

На сегодняшний день известно большое количество проведенных исследований, в которых специалисты уточняют возрастные границы и содержание этапов этнической идентичности.

Начальные моменты идентификации со своей этнической группой психологи находят у 3-4 летних детей, но, тем не менее, считают, что реализованная этническая идентичность достигается ребенком в подростковом возрасте.

Не имеет смысла говорить о том, в каком возрасте ребенок осознает черты своего сходства с членами одной из этнических групп, потому что на этот процесс большое влияние оказывает социальный контекст.

Система представлений об этнических явлениях сформировалась только у подростков, которые уже могут четко идентифицировать себя с этнической общностью и стабильно присваивать себе соответствующее самоназвание.

Культурная среда оказывает большое влияние на этническую идентичность человека и выражается значительно сильнее.

Также большую роль играет количественный состав этнической группы – важным моментом является принадлежность ребенка к этническому большинству или меньшинству.

Быстрее формируются представления об этнических группах у представителей этнического меньшинства, которые иногда в детстве предпочитают не свою этническую группу, а группу этнического большинства. Например, негритянские дети часто предпочитают белых кукол, считая, что они на них более похожи.

В результате формируется ложная идентичность.

С возрастом у представителей этнических меньшинств происходит сдвиг на свою этническую группу, а стремление сохранения позитивной этнической идентичности дает ощущение психологической безопасности и стабильности.

Поддержание этнической идентичности

Для сохранения позитивной этнической идентичности используется стратегия социального творчества, которая может принимать различные формы, если необходимо пересмотреть критерии сравнения.

Обнаружить эту попытку сохранения позитивной этнической идентичности можно в содержании автостереотипов групп, которые потерпели поражение в межгрупповом соревновании.

У групп с низким статусом есть тенденция характеризовать себя с точки зрения теплоты и добросердечия. Например, студенты из Москвы, в проведенном исследовании 80-х годов, воспринимали представителей своей этнической общности как гостеприимных, добрых и отзывчивых людей, дружелюбных и гуманных.

Американцы в их представлении оказались предприимчивыми, добросовестными и трудолюбивыми, обладающими теми качествами, которые необходимы для достижения успеха в делах.

Однако в России в иерархии личностных черт как ценностей у них традиционно низкие места.

Хорошо проявляется стратегия социального творчества в восстановлении субъективного благополучия при помощи выбора менее успешных или более слабых групп.

Немцы Восточной Германии, например, после воссоединения стояли на более низкой ступени социальной иерархии, свое недовольство они направляли не на государство и не на западных немцев как на доминантную группу.

Свое недовольство и агрессивность они направили на те этнические группы, которые были ещё более уязвимы – вьетнамцы, турки, другие иностранные рабочие.

Если межгрупповое сравнение неблагоприятно, тогда дискриминируемое меньшинство может выбрать другую стратегию – принять правильную самоидентификацию вместе с негативной оценкой группы.

Для межгрупповых отношений данная этническая идентичность неблагоприятна, потому что сопровождается обострением восприятия дискриминации и увеличением субъективной культурной дистанции с группой большинства, неблагоприятна она и для личностного роста индивида.

Проведенные эмпирические исследования многократно подтверждали, что низкая самооценка характерна для тех детей в классе, чья национальная принадлежность отличается от большинства в коллективе.

Люди, принимающие негативную идентичность, могут по-разному реагировать на негативные суждения о своем этносе, сформировавшемся в глазах доминантной группы и самого себя, могут избежать чувства неполноценности и сохранить высокую самооценку.

С другой стороны, могут установить психологическую границу между группой и собой и относить негативные суждения к другим членам своей группы.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 10.07.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot