Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психологические основы социализации ребенка до начала систематического обучения в школе

Определение 1

Социализация ребенка – это процесс усвоения ключевых правил и приобретения базовых навыков взаимодействия между членами общества.

Социализация ребенка до начала систематического обучения в школе — это одна из важнейших проблем современного образования. Ее актуальность обусловлена тем, что в последние десятилетия растет количество детей, которые испытывают трудности в адаптации к учебному учреждению и социальному окружению, и проявляются негативные тенденции в отношении физического и душевного здоровья учащихся.

Особенности социализации детей

Значение проблемы социализации детей до начала систематического обучения в школе обусловлено активными инновационными процессами в социально-политической жизни государства. Они поставили образовательную сферу перед необходимостью пересмотреть традиционные и начать поиск новых подходов к развитию детской личности. Именно учебные заведения позволяют ребенку разносторонне развиваться и сделать первые шаги к социальной адаптации в современном обществе.

В рамках психолого-педагогической практики до недавнего времени большая часть педагогов, родителей и психологов полагали, что нет смысла предъявлять особенные требования к развитию дошкольника, если оно соответствует возрастной норме. Они были убеждены, что достижение ребенком возраста 7 лет или его поступление в школу автоматически способно привести его к необходимой степени школьной зрелости.

Тем не менее, осознание обществом того факта, что поступившие в школу дети далеко не все тот уровень развития, который требуется для успешного обучения, предопределило появление проблемы готовности и необходимости подготовки к школе и обучению.

Все родители хотят видеть своего ребенка здоровым и успешным. Процесс вступления ребенка во взрослую жизнь связан с поступлением в образовательное учреждение. Начало учебы в школе, переход от условий дошкольного учреждения и домашних условий к систематической учебе в любом случае представляет серьезную психологическую нагрузку для школьника. Сегодня у многих учащихся начальных классов этот процесс вызывает состояние, которое многие ученые называют школьным стрессом.

«Психологические основы социализации ребенка до начала систематического обучения в школе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Психологические основы социализации будущих школьников

Если рассматривать школьные трудности детей, а также их неготовность к школьному обучению и попадание в состояние стресса, то важно обратиться к анализу социальной ситуации развития ребенка, происходившей в прошлом возрастном периоде (стадии дошкольного детства). Здесь требуется учет того, что основа социальной ситуации развития представлена переживанием дошкольником среды своего обитания и себя в ней.

Социальная сфера ребенка дошкольного возраста и представляет собой источник его взаимоотношения с окружающими людьми, а также теми условиями, которые призваны обеспечивать мотивацию обучения на начальном этапе школьной жизни. В это время дети учатся ради признания и одобрения со стороны людей, которые для них играют большую роль.

Для успеха обучения и вхождения дошкольника в учебную среду нужно соответствующее дошкольное образование, делающее акцент на предшкольную подготовку. Основной целью такого типа образования является соблюдение требований начальной школы. Этот процесс предполагает возможность каждого ребенка в проявлении себя, максимально полном раскрытии возможностей и подготовки к школьному обучению с помощью введения в предмет и подготовки к социальной среде. Специалисты дошкольного образования должны оказывать поддержку в области формирования ценностей и создания определенных навыков и привычек.

Дошкольная социализация ребенка

Поступление дошкольника в учебное учреждение — это начальный этап важного процесса социализации личности. Приобретаемый опыт социальной жизни в последующем даст возможность человеку в новых условиях (в школьной жизни) исключить психоэмоциональное напряжение, которое ведет к отклонениям в физическом и психическом плане.

Анализируя причины школьных трудностей, которые связаны с особенностям социального развития детей, специалисты пришли к выводу о необходимости формирования и применения специальных форм, методик и приемов работы с детьми в дошкольном возрасте. Эти мероприятия позволят создать социально уверенную личность, принимая во внимание взаимосвязь факторов развития организма ребенка.

Задача социализации личности дошкольника решается с помощью:

  • Приобщения ребенка к социальному миру,
  • Введения в педагогический процесс игр,
  • Использование в обучении специальных упражнений,
  • Развитие социальных навыков у воспитанников.

Ввод этого направления происходит по 2 направлениям, первое из которых концентрируется на взаимодействии с родителями. На этой стадии воспитатели должны познакомить родителей с типами отношений к ребенку в семье. Эти предпосылки способны представлять собой причину развития социальной неуверенности.

На первом этапе родителей знакомят с рядом игр и упражнений, с помощью которых можно получить навык понимания своего ребенка, его потребностей, интересов. Важная часть работы включает разработку традиций и воспитание семейного самосознания. Примерами выступают:

  • Создание летописи семьи,
  • Ведение фотоальбома,
  • Написание дневника наблюдений за успехами,
  • Анкетирование,
  • Тренинг креативности,
  • Проведение семинаров и лекций.

Второй практический блок предполагает внедрение системы игр и упражнений. Они концентрируются на овладении коммуникативными навыками и умениями и направлены на решение сложностей во взаимоотношениях детей и сверстников, а также взрослых людей и педагогов.

Коммуникативные игры в системе строятся на вербальных и невербальных формах общения, установлении контактов в первую очередь через предмет, а затем непосредственно. Система игр дополнительно включает утренние и вечерние ритуалы (традиции). Первые из них имеют в основе коллективное приветствие, передачу настроения и установку эмоционального контакта.

Вечерние мероприятия проводятся в виде прощания, закрепления позитива прожитого дня. Эти игры и упражнения можно использовать на прогулке, в помещениях, в процессе детских праздников и развлечений.

Дата последнего обновления статьи: 27.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot