Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психологические основы инклюзивного образования

Определение 1

Инклюзивное образование — это такая форма организации процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, языковых, психических, интеллектуальных, культурно-этнических и иных особенностей имеют возможность учиться в общеобразовательных учреждениях.

Основные принципы инклюзивного образования

Принцип инклюзивного образования были приняты на Мировой конференции по образованию детей с особыми нуждами приняли в г. Саламанке, которая состоялось в 1994 году.

Инклюзивное образование кроме общих законов и общеизвестных дидактических принципов, подчинено следующим специфическим принципам:

  • Зависимость ценности человека от его способностей и достижений;
  • Уникальность каждой личности;
  • Способность каждого человека чувствовать и думать;
  • Наличие права на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  • Осуществление подлинного образования в контексте реальных взаимоотношений (все нуждаются друг в друге, в поддержке и дружбе сверстников и наставников);
  • Дети с ограниченными возможностями здоровья должны быть достаточно подготовленными в плане познавательного и личностного развития к учебе в обычном образовательном учреждении.

Психологические условия организации инклюзивного образования и его среды

Если взять за основу понимание и принятие философии инклюзивного образования, то можно выделить несколько базовых условий. Они требуются для того, чтобы эффективно решать задачи построения инклюзивной образовательной среды в качестве системы. Система способна реализовать равнозначный доступ к образованию и развитию разных категорий детей в общеобразовательной среде.

К ним относят принятие философии инклюзии, юридически оформленный договор между образовательными учреждениями и родителями (включает все необходимые условия обучения, включая требования к семье и родителям), преемственность в деятельности образовательных учреждений различных типов и видов.

Психологическая основа инклюзивного образования состоит в наличии соответствующих методических разработок и рекомендаций для учащихся с разным начальным уровнем. Она предполагает наличие примерных учебных планов, дидактических материалов, подготовку педагогических сотрудников, которые включены в инклюзивный процесс (например, специалисты сопровождения).

«Психологические основы инклюзивного образования » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Для того чтобы образовательная среда получила возможность создания условий, которые обеспечивают возможность инклюзивной практики, она должна иметь несколько признаков:

  • Гибкость (готовность к переменам и изменениям);
  • Эффективность управления и мобильность;
  • Преобладание гуманистических ценностей;
  • Индивидуализация процесса образования, учет потребностей и возможностей каждого учащегося;
  • Ресурсы для реализации индивидуального образовательного маршрута.

В состав необходимых психологических условий организации инклюзивной образовательной среды входит организация пространства, в котором будет обучаться ребенок с ОВЗ; организация временного режима обучения и рабочего места ребенка с ОВЗ. Также необходимо предусмотреть технические средства обучения для всех категорий учащихся.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья — это педагогический термин. Дети с ОВЗ — это физические лица, которые имеют недостатки в физическом и (или) психологическом развитии. Эти недостатки подтверждаются психолого-медико-педагогической комиссией и препятствуют получению образования без формирования специальных условий.

Организационное обеспечение образовательного процесса характеризуется организацией инклюзивной образовательной среды, формированием инклюзивной культуры, взаимодействием с внешними учреждениями и родителями, информационно-просветительским обеспечением.

Для инклюзивного образования присуще организационно-педагогическое обеспечение и реализация образовательных программ, учитывающих особенности и возможности детей. Для детей с ОВЗ обеспечиваются возможности освоения образовательных программ в пределах индивидуальных учебных планов. Предусмотрено и специальное программно-методическое обеспечение, использование современных технологий образования и психологического (педагогического) сопровождения субъектов инклюзивной практики.

Субъекты инклюзивного образования и его задачи

Основной субъект, который требует психолого-педагогическое сопровождение, — это ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Такие дети в соответствии с результатами обследования на психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) показывают необходимость в организации специальных образовательных условий. Для них требуется разработка адаптированной образовательной программы.

Субъекты инклюзивной практики представлены также остальными детьми, которые включены в это же образовательное пространство, родители и педагоги организации.

Среди задач психолого-педагогического сопровождения учеников с ОВЗ можно выделить систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка с ОВЗ в зависимости от динамики его психического развития. Педагоги создают социально-психологические и педагогические условий для эффективной адаптации и психического развития таких детей.

Психологические основы инклюзивного образования включают методики обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья. В этом процессе предполагается использование социально-активных и рефлексивных методик обучения, технологий, связанных с социокультурной реабилитацией. Для ребенка также необходимо создать комфортный психологический климат в коллективе, обеспечить специальную материально-техническую базу.

Специальная образовательная технология — это упорядоченная система действий. Их выполнение способствует гарантированному достижению педагогических задач инклюзивного образования.

Дата последнего обновления статьи: 29.09.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot