Ценности культуры — это своеобразный ориентир, который помогает ее носителям проводить интерпретацию сообщений из окружающей среды, при этом культурные нормы способствуют определению поведения, которое будет соответствовать ситуации (включая конфликты).
Подходы к решению конфликтов в разных культурах
Объединяя всю проблематику межкультурных различий в области конфликтных столкновений, в том числе смысл самого понятия конфликт и поведения на разных их стадиях (генезисе, протекании, урегулировании), ученые вводят категорию пути (модели) конфликта.
Базовые концепции понимания межкультурных различий в моделях конфликта чаще всего посвящаются сопоставлению Запада и двух длугих регионов мира: Латинской Америки и Азии.
Особенное внимание здесь уделено модели конфликта в китайской культуре, что связано, с одной стороны, с растущим влиянием Китая на мировые события, а также с прогнозами, что он станет в 21 веке мировым лидером экономического роста. С другой стороны, для традиционной китайской культуры характерна устойчивость и жизненная стойкость. И в наши дни стратегия разрешения конфликтных ситуаций китайцами продолжает определять традиционные конфуцианские ценности.
Ключевыми «измерениями» культур, которые объясняют способы конфликтного поведения, являются культурные синдромы индивидуализма и коллективизма. Различия между ними обнаруживаются в обществах, которые представляют собой аналоги первобытности.
Например, Карневале П. приводил пример различий между двумя племенами, которые жили на соседних островах архипелага Бисмарка, к северу от Новой Гвинеи. Данные общности были похожи, но разногласия разрешали по-разному. В первом племени (тикана), ориентированном на группу, в конфликт двух старушек по поводу того, кому принадлежит поросенок, были вовлечены все жители (предмет спора в результате стал достоянием общества).
Такой способ выхода из конфликта контрастировал с поведением более индивидуалистичного племени (лавонгаи). Здесь споры разрешались в жестокой конфронтации лицом к лицу без привлечения к их урегулированию третьих лиц.
Модели и стратегии конфликтного поведения
Эмпирические исследования психологов содержат модель стратегий конфликтного поведения, которую выбирают представители коллективистских и индивидуалистических культур. Здесь чаще всего применяется модель двойной заинтересованности:
- заинтересованность в собственном успехе,
- заинтересованность в успехе других (двумерная модель).
Эта модель предусматривает 4 базовые стратегии разрешения конфликтов. Высокая степень заинтересованности участника конфликта только в своем успехе присуща для наступательной стратегии конкуренции. Она включает попытки регулирования конфликта только на своих условиях, не учитывая интересы другой стороны.
Если происходит сочетание высокого уровня заинтересованности в собственном успехе с заинтересованностью в успехе другой стороны, то участники конфликта для его урегулирования прибегают к стратегии сотрудничества. Они встают на дорогу разрешения проблемы, прилагая усилия для достижения взаимовыгодного решения для двух сторон.
Слабый интерес к своему успеху, сочетающийся с сильной заинтересованностью в успехе другой стороны, проявляется стратегией уступок. В этом случае стороны идут на снижение своих притязаний, принося в жертву свои интересы ради интересов другого.
Стратегия избегания отражает то, что участников конфликта мало волнует их собственный успех и успех другой стороны. Иногда к перечисленным стратегиям добавляют пятую — стратегию компромисса.
Поведение коллективистов и индивидуалистов в конфликтах
Результаты работы исследователей показали, что для представителей индивидуалистических культур присущи подходы к урегулированию конфликтов, характеризующиеся первоочередным вниманием к достижению своих интересов.
Коллективисты же стремятся поддержать гармоничные отношения в группах, они не вступают в открытую борьбу с противником, уступают ему или уклоняются от конфликтной ситуации.
Примером индивидуалистской культуры могут быть США. Американцы ориентированы в большей мере на индивидуальный успех и часто прибегают к активным способам разрешения конфликта. Это может быть сотрудничество и конкуренция, включая непосредственное воздействие на противника. Японцы же, напротив, стремятся исключить конфликт, используя для этого обходные пути (внушение определенных мыслей, поиск расположения, умиротворение противной стороны).
Китайская культурная модель конфликта относится, таким образом, к коллективистской, содержащей понятия сохранения гармонии и спасения лица.
Европейские жители и американцы, которые взаимодействуют с китайцами, часто говорят о том, что представители китайской культуры даже испытывают страх перед возникновением межличностного конфликта. По этой причине они прибегают к различным способам, чтобы уйти от проявлений противоречий в открытой форме.
Для коллективистской культуры (Корея, Япония, Китай) характерны более высокие показатели избегания конфликтов, которые они рассматривают в качестве нарушения (дисгармонии) отношений. В целом их поведение можно определить как модель сохранения гармонии, а поведение индивидуалистов выступает в качестве конфронтационной модели.
Следует отметить и то, что разное значение исследователи придают стратегиям конфликта в культурах, которые считают однотипными с точки зрения одного измерения (например, коллективизма). Так, для коллективистской культуры в Бразилии и Мексике характерно сотрудничество как основной способ разрешения конфликта, который типичен для их поведения. При этом коллективисты из Японии не проявляют предпочтения сотрудничеству. Они полагают, что оно способно привести к разрушению гармонии отношений, что впоследствии станет проявлением открыто выраженных противоположных точек зрения.