Обучение — это система дидактических воздействий, определяемая содержанием, методами, формами предоставления учебного материала для его усвоения.
Сущность обучения и его особенности
В определении обучения существуют различия, которые обусловлены разными теоретическими подходами к пониманию его сущности. Так, Ю.И. Машбиц писал, что в российской и зарубежной психологии обучение определяется в качестве передачи общественно-выработанного опыта подрастающему поколению.
Обучение — это групповая деятельность преподавателя и учеников. Оно представлено единой деятельностью в области воспроизведения культуры, управления усвоением знаний.
Машбиц также писал, что знания в качестве идеального образования не способны непосредственно передаваться другому субъекту. Они могут только вырабатываться самим субъектом в ходе проявления собственной активности.
Понимание обучения как совместной деятельности обучающего и обучаемого также не может достичь глубины психологических механизмов. Обучение — это особый тип групповой деятельности, включающий учебную деятельность.
Учебная деятельность представляет собой практическую деятельность (деятельность учителя). Также существует учебная (теоретическая, познавательная) деятельность учащихся. Для этих двух видов деятельности характерны разные субъекты, которые решают разные задачи (учитель решает дидактические задачи, ученики — учебные).
Анализируя структуру обучения, принято его рассматривать как систему. Она включает учебную деятельность учителя и учебную деятельность учащихся. Каждый компонент не раскрывается в отрыве от деятельности. Учебная деятельность в отношении к учебной деятельности способна выступать в качестве объекта управления.
В целом обучение необходимо рассматривать как управление учебной деятельностью учащихся. Это обусловлено тем, что данный подход отражает психологические механизмы обучения.
Психологические механизмы обучения
В качестве механизмов обучения выступают конструкты, которые описывают взаимодействие учебной и учебной деятельностей. Они включают механизм определения задачи, заключающийся в том, что внешнее учебное влияние превращается в учебную задачу, определяющую направление работы учащихся.
Влияние осуществляется в тех случаях, когда оно приобретает у ученика личностный смысл. В этой ситуации происходит актуализация целей, мотивов, опыта ученика. Все это доказывает, что ученик является не просто объектом управления, а представляет собой субъект учебной деятельности.
При определении обучения как управления, имеется в виду не вся учебная деятельность педагога, а только та, которая ведет учеников к осуществлению целей. Обучение описывается как процесс решения задач. Задачи, решаемые учителями, называют дидактическими. Они всегда решаются по причине решения определенной учебной задачи.
Существенный механизм обучения представлен рефлексивными отношениями, которые состоят в отражении учителями своих действий. Последний направлены на:
- выбор учебных действий,
- решение педагогических задач,
- контроль деятельности учащихся,
- формирование модели развития его личности и поведения.
Учитель отражает сам себя, при этом он должен создавать свой образ глазами учащихся. Все это позволяет приводить учебный процесс в соответствие с целями.
Еще один важный механизм обучения и учения представлен обратной связью. Как справедливо отметили ученые, данный механизм рассматривается неоднозначно. В бихевиоризме его определяют в качестве подкрепления ответа. Основная идея оперантной теории Скинера представлена подкреплением правильной реакции как механизма формирования поведения.
Представителями когнитивной психологии обратная связь определяется как информация о наличии ошибки, включая причины ее возникновения и инструкции об исправлении ошибок. Психологический регулятор учения представлен при этом процессом понимания, а механизм обратной связи действует при выработке стереотипных форм поведения, того поведения, которое производят по образцу.
А. В. Брушлинский тоже универсализировал механизм обратной связи, считая, что он требуется в процессах мышления, но не является достаточным для его саморегуляции.
Для выбора воздействия в учебном процессе учителя должны различать внешнюю и внутреннюю обратную связь. Первая заключается в установке связи учебной деятельности с учебы, а вторая состоит в информировании о результатах деятельности учащихся.
Психологические механизмы развития
Механизмы психического развития представляют собой взаимосвязанные обстоятельства внутреннего и внешнего мира, которые способствуют становлению и функционированию психических образований. Среди них выделяется:
- социальная ситуация развития,
- ведущий вид деятельности,
- новообразование психического развития.
Социальная ситуация развития — это отношение между ребенком и социальной средой, специфическое для каждого возраста. Понятие было введено в оборот Л. С. Выготским.
Ведущий вид деятельности — это деятельность, помогающая сформировать другую деятельность, психологические новообразования. На некотором возрастном этапе она является преобладающим занятием. При переходе из одного возраста в другой происходит ее изменение, что способствует изменениям в психике и поведении.
Психологические новообразования — это качественные и количественные изменения в психике и поведении человека, которые появляются в ходе развития на некотором возрастном этапе (часто при переживании возрастного кризиса).
Кризис развития рассматривают также в качестве механизма психического развития. Выготский понимал под этим типом кризиса сосредоточение резких и капитальных сдвигов, личностных переломов и изменений. Кризисом он считал переломный пункт в нормальном течении психического развития.