Психология виртуальной реальности
Виртуальная реальность – это реальность физической, психологической, социальной, технической природы, которая порождается объективной по отношению к ней реальностью и существует до тех пор, пока действует порождающая её реальность.
Психологические виртуальные реальности изучает виртуальная психология. Термин «виртуальная реальность» означает то, что есть по существу, хотя формально отсутствует.
К понятиям виртуальной психологии относятся:
- объективная реальность,
- виртуальная реальность,
- виртуальная психологическая реальность,
- виртуальное событие.
Если объективная реальность – это всё вообще существующее, то виртуальная реальность является реальностью любой природы.
Виртуальная психологическая реальность порождается психикой человека и отличается тем, что воспринимается и переживается человеком как объективная реальность.
Такие психологические понятия как личность, воля, сознание, творчество, рассматриваются в виртуальной психологии не как предметы, а как реальность с их особыми свойствами.
Среди этих свойств актуальность, автономность, интерактивность. Актуальность виртуальной реальности связана с тем, что она существует только «здесь и сейчас».
Автономность предполагает наличие своего времени, своих законов существования и своего пространства.
Виртуальное событие является кратковременным состоянием человека, которое он переживает как выход за рамки обычной жизни. Для виртуального события характерен ряд свойств – непривыкаемость, спонтанность, фрагментарность, объективированность, измененность сознания, измененность личности, измененность воли.
Психологическая виртуальная реальность имеет два вида событий – обычный, нормальный ряд событий, переживаемых человеком, получивший название консетуал, и виртуал - ряд событий, когда образ возникает необычным способом, в свою очередь подразделяющийся на два вида – гратуал, т.е. привлекательный и интратуал – непривлекательный.
Виртуальная психология затрагивает подсознание – глубинные пласты человеческого бытия.
Многие отрасли науки признают идею виртуальности, например, компьютерная техника обладает виртуальной памятью, хотя конкретного физического носителя не имеет.
В физике открыты виртуальные частицы, которые обнаруживают себя при взаимодействии. В инженерной психологии появился «виртуальный оператор», «виртуальный образ».
Ученые провели теоретические и экспериментальные исследования в области виртуальной психологии детства, существуют виртуальные психологические технологии для лечения людей с алкогольной зависимостью, в сферу управления экономикой проникают идеи виртуального управления.
Психологические исследования виртуальных реальностей
Самая первая система виртуальной реальности своим существованием обязана Мортону Хейлигу, который в 1962 г представил прототип мультисенсорного симулятора под названием «Сенсорама».
Зритель с её помощью погружался в виртуальную реальность с помощью коротких фильмов, сопровождавшихся ветром, запахами, звуками большого города. Через пять лет был сконструирован первый шлем, позволявший изменять изображения с поворотами головы.
Видеосъемка в 1970 г была полностью заменена компьютерной графикой, а в середине 80-х годов появились системы, позволявшие манипулировать на экране с трехмерными объектами, поскольку они откликались на движение руки.
Термин виртуальная реальность закрепился в публичном обороте в 1989 г.
С развитием компьютерных технологий в 90-е годы совершенствовались параметры интерактивности, появлялось сложное программное обеспечение, исследовательские центры. Шла разработка методов применения виртуальной реальности в разных сферах – в промышленности, медицине, образовании, военных и космических исследованиях.
Сегодня известно два варианта реализации виртуальной реальности, которые являются наиболее распространенными:
- комната виртуальной реальности (ВР),
- шлемы виртуальной реальности.
Рисунок 1. Шлем виртуальной реальности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Данные варианты дают возможность пользователю испытать убедительное чувство погружения или присутствия в этой виртуальной реальности. Для психологов в этой области открываются огромные перспективы – от исследования психологических особенностей поведения человека до применения виртуальной реальности в психологической практике.
Сегодня технологии виртуальной реальности применяются в психотерапии, социальной психологии, когнитивной психологии.
Причинами большого интереса к виртуальной реальности являются большие возможности в создании технологий для психологических исследований и практики.
В психологии основными сферами применения виртуальной реальности являются экспериментальная психология, психотерапия, образование. В экспериментальной психологии виртуальная среда дает возможность по-новому посмотреть на планирование и проведение экспериментов. Речь идет о требовании экологической валидности и экспериментальном контроле – система виртуальной реальности очень точно имитирует реальную среду.
Достоинствами применения ВР в экспериментальной психологии являются её гибкость и программируемость, простота и удобство планирования эксперимента. В образовательных целях виртуальная реальность тоже является перспективным средством, являясь современной технологией обучения. Погружая учащихся в виртуальную среду, она дает наглядное представление о предмете, где можно опробовать полученные теоретические знания.
Внедрение технологий ВР в образовательный процесс дает следующие результаты:
- возможность отработки необходимых навыков;
- повышает эффективность обучения;
- повышает учебную мотивацию;
- люди с ограниченными возможностями имеют новые способы обучения;
- ускоряется процесс усвоения материала.
Виртуальная реальность в психотерапии
Использование виртуальной реальности в психотерапии заключается в создании виртуальной среды, например, моделируется ситуация при лечении фобий, в которой конкретная фобия проявляет себя – при боязни высоты моделируются прогулки по небоскребам, при страхе летать на самолете моделируется авиаперелет.
Терапевт в когнитивно-бихевиоральной терапии устраивает специальные терапевтические сессии. В этих сессиях специалист создает ситуации для того чтобы вызвать у клиента страх, сначала легкий, а затем страх, вызывающий большую тревогу. При боязни высоты, лечение, например, начинают с трехэтажного дома, а заканчивают крышей небоскреба. При проработке страха психотерапевт находится рядом с клиентом и при необходимости успокаивает его.
Преимуществами использования виртуальной реальности в психотерапии является стоимость лечения. Клиент во время сеанса погружается в нужную ситуацию и за пределы психотерапевтического кабинета не надо выходить. Клиенту необходимо подключить необходимые устройства и надеть шлем. Общение с клиентом происходит при помощи микрофона. Данная процедура обходится намного дешевле, чем, например, авиаперелеты при лечении фобий.
Преимуществом является и то, что клиент погружается в среду, которая малодоступна в реальности. Например, прошедшие боевые действия солдаты и имеющие посттравматические стрессовые расстройства – в этом случае психотерапевт моделирует поле боя с дымом выстрелов, грохотом орудий, свистом летящих пуль. Клиент, при этом имеет возможность сесть за управление самолетом, долететь до лагеря противника, что в реальной действительности уже невозможно.
Виртуальную среду можно максимально приблизить к реальной обстановке. В зависимости от ситуации существует возможность контроля и перепрограммирования среды.
При работе с клиентом для избавления его от страха, психотерапевт может усиливать количество стрессогенных факторов. Важным преимуществом является и то, что клиент находится в безопасности, несмотря на ощущение реальности, которое является очень устойчивым. Клиент на подсознательном уровне понимает, что находится в кабинете психотерапевта, а это дает возможность расслабиться и работать со своим страхом.
При помощи технологий виртуальной реальности в будущем можно организовать, считают специалисты, дистанционное лечение.
Свойства виртуальной реальности очень полезны и в реабилитации, например, снова сесть за руль автомобиля при страхе, появившемся после аварии, или обучение ребенка с разной степенью аутизма навыкам передвижения в крупных торговых центрах.