Психология бизнеса — это современная отрасль психологии, сформированная на пересечении нескольких дисциплин, в первую очередь –психологии, социологии и экономики. Она возникла под воздействием процессов социально-экономического развития общества.
Становление и развитие психологии бизнеса
Становление психологии бизнеса в психологической науке явилось реакцией на большое количество проблем, которые стояли перед представителями малого и среднего бизнеса. Они требовали участия профессиональных психологов.
В стране происходило развитие новых социальных и экономических отношений, что способствовало активному включению практической психологии в сферу бизнеса. В частности, стала расти востребованность некоторых направлений психологической работы, связанных с психологическим сопровождением работы соответствующих структур бизнеса.
Среди бизнесменов появляется все большее число сторонников профессионального регулирования и учета психологических процессов и проблем, характерных для любой организации бизнеса.
Психология в бизнесе и факторы его организации
Выражение «бизнес — это психология» можно воспринимать в качестве тезиса, который принимают многие представители отечественного бизнеса. Сегодня многие компании, которые ведут продажу и производство товаров и услуг, нуждаются для повышения эффективности своей деятельности в специалистах-психологах. Именно они способны наилучшим образом понимать особенности современного бизнеса и значение человеческого фактора в процессе достижения поставленных целей.
Специалисты в области психологии могут направлять активность руководителей и сотрудников компании на преодоление трудностей, рост конкурентоспособности и развитие. Для специалистов-психологов, осуществляющих психологическое сопровождение работы, характерно видение всей многоплановости, сложности и противоречивости бизнеса.
Анализ необходимо проводить на нескольких уровнях:
- психологический,
- социально-психологический,
- социологический.
На психологическом (личностном) уровне анализа исследователи должны интересоваться личностью лиц, которые ведут предпринимательскую деятельность. В нашем государстве до настоящего времени так и не сформировалось единое и точное понимание профессий, которые однозначно относятся к бизнесу. Часто категории «предприниматель» и «бизнесмен» употребляют в качестве синонимов. В любом случае психологически происходит исследование деятельности, сконцентрированной на получении прибыли, что и представляет собой сущность бизнеса.
На социально-психологическом уровне анализа в первую очередь рассматриваются особенности организаций и групп, которые осуществляют бизнес-деятельность. Здесь происходит изучение закономерностей возникновения и работы бизнес-организаций, влияние разных аспектов взаимодействия людей на результат совместной деятельности, особенности поведения и коммуникации индивидов в бизнес-сообществе и бизнес-среде и др.
Современное направление исследований в этой сфере представлено изучением компаний как инструмента бизнеса, то есть особенностей координации деятельности людей:
- руководство,
- лидерство,
- стимулирование,
- разрешение конфликтных ситуаций и др.
Все эти проблемы возникают в процессе работы компании.
На социологическом уровне бизнес необходимо рассматривать как социальный институт, играющий большую роль в общественной жизни. Социология не предусматривает единого понимания категории «социальный институт», но бизнес — это организованная система связей и социальных норм, объединяющая значимые ценности и процедуры бизнес-организаций, удовлетворяющие основные потребности общества.
Психологические аспекты бизнеса
Бизнес необходимо рассматривать в разных аспектах. Это может быть особая деятельность, направленная на получение прибыли, которая предъявляет определенные требования к личности руководителя. Бизнес представлен и организацией (группой людей), которая обладает своими закономерностями возникновения и функционирования.
Наконец, бизнес — это своеобразный социальный институт, который оказывает существенное воздействие на социальные структуры и порядок в обществе, социализацию граждан и стандарты поведения в обществе.
Все перечисленные стороны бизнеса (деятельность, организация, социальный институт) тесно взаимосвязаны, взаимно дополняя и обогащая друг друга. По этой причине представителями различных областей знаний должны учитываться эти стороны бизнеса в качестве сложного общественно-психологического явления.
Современная психология бизнеса — это молодая наука, начинающая свое развитие. Она опирается на все 3 уровня анализа бизнеса. Подобный многоплановый подход к бизнесу дает возможность с большим вниманием учитывать разные аспекты этого сложного явления в процессе подготовки и практической работы психологов в бизнес-компаниях. Это сложный путь, предполагающий адаптацию академического научного аппарата к решению задач практической психологии.
Еще одна особенность состоит в том, что бизнес нельзя рассматривать, не касаясь личности его создателя — субъекта бизнеса. Психология бизнеса большое внимание уделяет становлению и самоопределению личности в бизнесе.
Важное место также должен занимать анализ той стороны, ради которой и происходит возникновение бизнеса. Эта сторона представлена потребителями, механизмами и методами продвижения продукции.
Таким образом, в рамках психологии бизнеса как прикладного направления психологической науки выделяют несколько разделов: психология бизнеса в качестве деятельности, психология личности в бизнесе, организацию в качестве формы существования бизнеса. Отдельное внимание психология бизнеса уделяет психологии потребителя и продвижению товаров и услуг.