Психологические аспекты отношения между матерью и ребенком оказывают влияние на развитие личности, психическое и физическое здоровье ребенка. Так, доказано, что дефицит общения с матерью в этот период способен привести к отклонениям и даже задержке психического развития ребенка.
Построение отношений между матерью и ребенком
Последние исследования психоаналитиков показывают, что построение отношений между матерью и ребенком начинается еще в период младенчества. На этой стадии закладываются основы отношения к самому себе, миру и другим людям. Это время покажет в будущем, будут ли дети доверять миру и самим себе; смогут ли они опираться в этом мире на себя и других; будут ли закрытыми, холодными, отстраненными или открытыми, общительными и расположенными строить теплые дружелюбные отношения.
В первый год жизни дети беспомощны. Их выживание и развитие будет зависеть от того, в какой мере позаботятся о нем взрослые. По этой причине очень большую роль играют отношения, складывающиеся между матерью и ребенком с момента рождения.
В формировании отношений между матерью и ребенком в раннем возрасте большую роль играет контакт взглядов. Кроме способности привлекать и удерживать внимание, малыши наделены механизмом избегания. Яркие сигналы прерывания взаимодействия представлены плачем, криком, иканием, зевотой, энергичными движениями ручками и ножками.
В коммуникации с взрослыми, включая мать, ребенок не считается пассивным объектом воздействия. Новый человек уже умеет регулировать материнское поведение с помощью доступных средств общения.
Исследователи сформулировали особенности нескольких этапов в формировании готовности к материнству:
- Личностная готовность, включающая общую зрелость, адекватную возрастно-половую идентификацию, способность принимать решения и ответственность, прочную привязанность;
- Адекватная модель, включая адекватность материнской и отцовской роли, установки, оптимальные для рождения и воспитания, родительские установки и воспитательные стратегии;
- Мотивационная готовность, предполагающая зрелую мотивацию рождения ребенка, средства удержания партнера и компенсации собственных детско-родительских отношений;
- Материнская компетентность (отношение к ребенку в качестве субъекта физических и психических потребностей).
Эмоциональное общение между матерью и ребенком
Эмоциональное общение представляет собой базовое условие полноценного психического развития. Общение — это взаимодействие матери и ребенка, в котором партнеры адресуются друг к другу как к субъекту и выражают свое отношение. Здесь важно учитывать воздействие партнера и инициативность двух сторон.
Количество общения может сокращаться за счет того, что мать отказывается укачивать ребенка перед сном, отказывается разговаривать и играть с ним, игнорирует плач. Построение отношений нарушается, если не удовлетворяется потребность во внимании младенцу. Об этом может сигнализировать детский плач, который лишает родителей возможности своевременно выразить любовь и нежность в отношении ребенка.
Иногда взаимодействие с ребенком мать осуществляет только по собственной инициативе. В этом случае она действует исходя не из его интересов и потребностей. Она тем самым лишает его возможности развить свою собственную инициативу, не давая почувствовать себя причиной того, что происходит.
Завершающая стадия развития материнской сферы представлена образованием у женщины эмоциональной привязанности к своему ребенку. Этот процесс происходит на основании динамики эмоционального отношения в ходе развития малыша. Уже в утробе матери начинает устанавливаться близкий эмоциональный контакт матери и будущего ребенка.
Показатель успешного развития материнской сферы, являющийся следствием будущего положительного отношения к ребенку, является представлениями женщины о родах и послеродовом периоде. Также он включает ее представления о воспитании и личных особенностях малыша.
Эмоциональная близость во взаимоотношениях с ребенком создается еще в дородовом периоде, продолжая развиваться уже после родов. Здесь особое значение имеет взаимная сенсорная стимуляция в процессе ухода за младенцем. Способность идентифицировать потребности ребенка, организация собственных действий, формирующихся при уходе за новорожденным, могут зависеть от материнской компетентности и личного отношения.
Психоаналитический подход рассматривает компетентность матери, которая связана с особенностями ее состояния, позволяющими ей идентифицироваться с малышом. Теория социального научения данный процесс рассматривает в качестве взаимного научения матери и ребенка. Они посылают и распознают сигналы о состояниях, осуществляя взаимодействие.
Формирование, стабилизация, закрепление отношения к ребенку происходит в период беременности, проходя этапы симбиоза и сепарации. На этапе симбиоза отношение матери к ребенку связано с отношением к самой себе. В этом случае дети представляются женщинам как то, что едино с ними. Будущая мать не дифференцирует будущего ребенка в качестве отдельного существа.
На этапе сепарации в сознании беременной женщины происходит разделение субъектов отношения «мать-дитя». На этой стадии ребенок представляется уже самостоятельным субъектом, имеющим свои потребности и поведенческие реакции.
Индивидуализация детей и отношение к ним как к субъектам представляет собой важнейшую характеристику материнского отношения. Этот процесс дает возможность женщине не только учесть индивидуальные особенности ребенка, но и гибко выбирать стили коммуникации с ним. По этой причине своевременное прохождение этой фазы будет способствовать установке оптимальных материнско-детских отношений на этапе новорожденности.