Теория воспитания – это совокупность концепций, которые объясняют происхождение, формирование и изменение личности под воздействием воспитания. Научная база психологической теории воспитания представлена психологическими теориями развития личности, основой социальной и возрастной психологии.
Гуманитарные основы современной теории воспитания
Психологическая теория воспитания представляет собой одну из отраслей гуманитарного научного знания. Большей части специалистов это представляется очевидным фактом. Тем не менее, встают вопросы, в чем ее специфика в качестве гуманитарной науки и как проявляется ее гуманитарность (особенности, которые ее отличают от естественных наук).
Лучше всего рассмотреть и отразить специфику предмета гуманитарных наук удалось ученому из Италии Эвандро Агацци. Ее он определил с помощью специфики человеческих действий, которые исследуют эти науки. Человеческие действия в любом случае ценностно ориентированы (концентрируются на некотором совершенстве или идеальной модели). Агацци считал, что естественные законы работают как бы сами по себе, а правила, по которым действует человек, используются интенционально. Они нарушаются и даже иногда полностью игнорируются.
Таким образом, в явлениях, которые изучают гуманитарные науки, большое значение имеет человеческая субъективность. Гуманитарные науки принимают во внимание ценности в попытке понять и объяснить действия людей на основе их мотивации, а не через детерминистические механизмы разного рода.
Психологическая теория воспитания не может не принять в расчет данный фактор человеческой субъективности. Тем более, что в фокусе ее внимания расположились сразу два субъекта. Первый из них состоит в теории воспитания, которая изучает возможности одного (педагога) с помощью системы педагогических средств влиять на другого (ребенка). Именно это предопределяет перспективы развития данного направления в качестве гуманитарной науки.
Научное осмысление феномена воспитания в современных российских исследованиях
Воспитание в широком смысле представляет собой любое стихийное или целенаправленное (организуемое) воздействие на человека окружающей его действительности. В результате воспитания осуществляется становление индивида как члена общества. В этом понимании воспитание рассматривается как «социализация».
В широком педагогическом смысле воспитание заключается в целенаправленном влиянии общества на человеческое развитие. В его процессе индивид обретает образ, который адекватен культуре определенного общества. В этой ситуации для воспитания предусмотрен более подходящий термин — «образование». Оно включает в свой состав, как процесс обучения, так и процесс воспитания.
Психологическая теория воспитания направлена на педагогический компонент социализации. Для него характерны целенаправленные действия в области формирования условий для развития личности. Обучение здесь можно рассматривать в качестве педагогического компонента социализации. Он предполагает создание педагогами условий для развития навыков, знаний и умений.
Если определить воспитание в качестве социального института, то можно выделить следующие его составные части:
- Воспитатели и воспитанники;
- Воспитательные учреждения (организации);
- Системы социального и коррекционного воспитания, включая органы их управления;
- Ресурсы, инвестируемые обществом и государством в развитие своих членов.
При рассмотрении и проведении анализа различных точек зрения на понятие «воспитание», необходимо отметить, что при наличии многообразия подходов к этой категории, почти во всех определениях делается акцент на несколько основных особенностей этого процесса. Они представлены целенаправленностью процесса, его специальной организацией, взаимодействием взрослого и ребенка, развитием личности детей, формированием определенных условий.
Перспективы развития психологической теории воспитания
Многие ученые считают, что перспективы развития психологической теории воспитания состоят в развитии игровых механик. Интерес, который возник к использованию игровых методов в образовании, нельзя считать случайным. Современное состояние образования часто характеризуется как кризисное или даже катастрофическое для государственного и культурного развития.
Педагоги и психологи давно увидели мощный потенциал игры для педагогической и воспитательной деятельности. Она помогает преодолевать кризисные явления в образовании. В некоторых государствах дидактические игры уже стали неотъемлемой частью образовательного процесса, например, в Израиле педагоги без знания игровых технологий не допускаются к работе.
Как перспективное направление, дидактические игры и игровые технологии начинают представлять большой интерес для педагогов. Много раз были предприняты попытки осуществить научную классификацию игры с определением ее каким-нибудь одним исчерпывающим понятием. Тем не менее, до сегодняшнего дня научно определяются лишь связи между игрой и человеческой культурой, а также значение, которое игры оказывают на развитие личности.
Игровые технологии так и остаются «инновационными» в российской образовательной системе. Некоторые специалисты даже провозгласили это направление панацеей. Другие не принимают игру и не стали считать ее особым и (или) самостоятельным направлением в психологической теории воспитания. Нужно остерегаться таких крайностей и начать уважительно относиться к игровым методикам в качестве элемента дидактической науки и обучающих технологий.
В современной психологической теории воспитания можно обнаружить интересную информацию в отношении различных инновационных технологий. Их место в педагогическом процессе, роль и значение нельзя недооценивать в перспективе развития направления.