Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Психологическая характеристика деятельности

Все предметы / Психология / Психологическая характеристика деятельности
Определение 1

Деятельность в психологии – это специфическая активность человека, которая регулируется с помощью сознания. Она порождена потребностями и направлена на познание и преобразование самого себя и внешнего мира.

Сущность и особенности деятельности

Деятельность представляет собой процесс активного отношения индивида к действительности. В ходе него субъект достигает поставленных ранее целей, удовлетворяет различные потребности и осваивает общественный опыт. Отличительные черты деятельности представлены общественным характером, целенаправленностью, систематичностью и плановостью. В качестве основных характеристик деятельности выступает предметность и наличие субъекта.

В анализе деятельности принято рассматривать 3 плана:

  • Генетический,
  • Структурный (функциональный),
  • Динамический.

В структуре деятельности присутствуют субъект и объект. Субъект представлен тем, кто осуществляет деятельность, а объект – это то, на что она направлена. В качестве субъекта деятельности может выступать человек, группа людей, определенная компания (предприятие), государственный орган. Объекты включают ресурсы или природные материалы, предметы, сферы или области жизни. Деятельность субъекта также может концентрироваться на другом человеке.

Деятельность представляет собой внутреннюю (психическую) и внешнюю (физическую) активность человека, которая регулируется с помощью сознательной цели. В ее структуре рассматриваются мотивы и цели, способы и приемы.

Мотивы и цель деятельности

Замечание 1

Мотивы – это внутренние цели, связанные с потребностями личности. Они побуждают человека к определенной деятельности. В качестве основы деятельности выступает побуждение (то, ради чего она осуществляется). Мотивы человеческой деятельности представлены различными видами: органические, функциональные, материальные, социальные, духовные.

Готовые работы на аналогичную тему

Органические мотивы концентрируются на удовлетворении естественных потребностей организма. В ходе своей деятельности человек создает условия, в наибольшей степени способствующие этому. Подобные мотивы связаны с ростом, самосохранением и развитием организма.

С помощью функциональных мотивов происходит удовлетворение различных культурных форм активности (например, деятельность в ходе игр и занятий спортом). Для материальных мотивов характерно побуждение человека к деятельности, которая направлена на создание предметов домашнего обихода, инструментов и вещей.

Социальные мотивы способны порождать разные виды деятельности, которые концентрируются на определении своего места в обществе, получении признания и уважения со стороны окружающих. В основе духовных мотивов находятся виды деятельности, связанные с самосовершенствованием.

Психологически тип деятельности, как правило, определяют по ее доминирующему мотиву (доминирующий по той причине, что любая человеческая деятельность много мотивирована, то есть ее побудителями могут быть несколько мотивов). Мотивация деятельности в процессе ее развития не может оставаться неизменной. Например, для трудовой или творческой деятельности с течением времени актуальными становятся другие мотивы, а старые отходят на второй план.

Иногда отдельные действия, ранее включенные в состав деятельности в целом, могут выделяться из нее. Они приобретают самостоятельный статус, превращаются в деятельность, обладающую собственным мотивом. В этой ситуации можно отметить факт зарождения новой деятельности. С возрастом происходит развитие человека и меняется мотивация его деятельности. Если человек меняется в качестве личности, то происходит преобразование мотивов его деятельности.

Прогрессивное человеческое развитие можно характеризовать с помощью движения мотивов в сторону их большего одухотворения. Мотивы меняются от органических к материальным, от материальных к социальным, от социальных к творческим, от творческих к нравственным.

Мотив и цель в рамках деятельности — это определенный вектор, который определяет ее направление, сумму усилий, которые должен приложить субъект при выполнении действий. Данный вектор способен организовать систему психических процессов и состояний, которые формируются и разворачиваются в процессе деятельности.

Цели являются самыми значимыми для индивида предметами, явлениями, задачами и объектами. Достижение их и обладание ими представляют собой суть человеческой деятельности. Цель деятельности состоит в идеальном представлении ее будущего результата. В качестве цели деятельности, как правило, выступает ее продукт, представляющий собой некий реальный физический предмет. Также это могут быть:

  • Полученные знания,
  • Приобретенные умения и навыки,
  • Определенный творческий результат в виде мысли, идеи, теории, произведения искусства и др.

Основные виды деятельности

Возникновение и совершенствование разных видов деятельности человека является сложным и длительным процессом. Принято выделять 3 вида деятельности, которые генетически сменяли друг друга и сосуществовали в течение всего жизненного пути человека: труд, игра, учение.

Виды деятельности изначально отличаются по конечным результатам, которые представлены продуктом деятельности. Также для них характерны разные организация и особенности мотивации. Игра – представляет собой форму человеческой деятельности в условных ситуациях. Она концентрируется на воссоздании и усвоении общественного опыта, который фиксируется в социально закрепляемых способах осуществления предметного действия.

В рамках деятельности принято рассматривать несколько типов игр. Как правило, на практике чаще всего можно встретить смешанные типы игр, включая предметные, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами. Игра обладает характером развлечения, преследуя цель получения отдыха. Часто игра служит средством символической разрядки напряженности, которая возникает под воздействием актуальных потребностей человека, которые он не может удовлетворить другим способом.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис