Психогенетика: предмет, задачи, методы
Психогенетика - это раздел в психологии, изучающий влияние генетических факторов на формирование индивидуальных психологических свойств человека (темперамент, характер, когнитивные, эмоциональные и поведенческие особенности).
Основной предмет психогенетики - изучение взаимодействия влияния факторов наследственности и среды на формирование индивидуальных психологических различий.
Взаимодействие генетики и среды происходит всегда и постоянно, однако такое утверждение существовало не всегда: бытовало мнение, что человек - это совокупность условий среды и воспитания, “чистый лист”, на котором можно написать все, что угодно. Однако за прошлые сто лет психогенетика доказала, что влияние генов важно и существенно.
Важными понятиями в психогенетике являются: генотип-средовая корреляция и генотип-средовое взаимодействие. Первое понятие отражает совпадение направлений, в которых действуют наследственность и среда, формируя ту или иную среду, то есть это мера выраженности наследственных признаков в определенных условиях. Второе понятие отражает чувствительность наследственных факторов к разного рода средам, то есть это формирование разных фенотипов из одного генотипа в разных средах.
Основные методы психогенетики направлены на то, чтобы выявить, в каком соотношении влияют наследственные и средовые факторы на формирование психологических особенностей человека. В психогенетике применяют следующие методы:
- близнецовый метод - является наиболее информативным. Для этого метода в исследовании принимают участие монозиготные близнецы (однояйцевые, имеют 100% набор общих генов) и дизиготные (двуяйцевые, имеют 50% общих генов). Важным условием является наличие общих средовых условий. Логика исследования такова: если исследуемое свойство или признак определяется наследственностью, то внутрипарное сходство монозиготных близнецов должно быть значительно выше, чем у дизиготных. Если же значения примерно одинаковы, то говорят о средовой обусловленности признака.
- генеалогический метод - это метод исследования сходных психологических признаков между родственниками в разных поколениях. Это довольно обширный метод исследования, так как для него нужны точные сведения о проявлении признаков по материнским и отцовским линиям, большой охват кровных родственников.
- популяционный метод - это метод исследования распространения определенных генов или хромосомных сочетаний в человеческой популяции. Данный метод наиболее информативен для изучения аномалий и патологий, так как при изучении психологических особенностей в норме изолированное применение данного метода не достаточно, поскольку определенные изменения могут быть вызваны социокультурными особенностями.
- метод приемных детей - это метод, при котором исследуются сходства ребенка с его биологическим родителем и приемным. Если исследуемый признак генетически детерминирован, то это проявится в сходстве генетических детерминант с биологическими родителями, а если же большее сходств с приемной семьей, то это средовое доминирование.
Таким образом, наиболее информативными и мощными методами психогенетики являются близнецовый метод и метод приемных семей.
Интеллект: понятие, история исследования
Интеллект в психологии - это очень дискуссионное понятие, долгое время в общей психологии и психологии способностей существовало большое количество разночтений в его определении. Однако в целом, можно сказать, что интеллект - это общая способность человека к познанию и решению задач.
Важно осознавать, что интеллект не тождественен мышлению, но мыслительные операции и способности безусловно составляют основу интеллекта. Интеллект определяют как общую познавательную способность, обобщенное взаимодействие всех психических функций, в результате чего человек имеет возможность адаптироваться к окружающей действительности.
Первыми попытками исследовании интеллекта были связаны с разработкой батареи тестов интеллектуальных способностей А. Бине и Т. Симона для детей от 3 до 13 лет. Создатели теста понимали интеллект как соответствие возраста психическим способностям личности - познавательных функций. Результат определяя умственный возраст ребенка.
В. Штерн предложил идею коэффициента интеллекта, определяя за этим отношение умственного возраста к хронологическому.
Впоследствии тест А. Бине и Т. Симона в США в Стэнфорде был объединен с коэффициентом В. Штерна, в итоге чего получилась шкала Стэнфорд-Бине.
Затем Д. Векслер предложил новую тестовую батарею измерения интеллекта, которая была разработана как для детей, так и для взрослых. Особенность теста интеллекта Д. Векслера заключалась в том, что подсчет баллов происходил через сравнение индивидуальной оценки со средней оценкой по соответствующей возрастной группе. Также Д. Векслер предложил качественную классификацию уровней развития интеллекта.
Этот период в психологии исследования интеллекта называется тестологическим, поскольку исследователи пытались определить сущность интеллекта через использование тестов. Однако уже к середине 20 века интерес к тестам значительно ослаб.
В это время начинается следующий виток в исследовании интеллекта, который связан с выявлением структуры интеллекта. И здесь первым является Л. Терстоун, который сформулировал мультифакторную модель интеллекта, в которой существует ряд независимых умственных способностей. Апофеозом факторных моделей интеллекта является модель Дж. Гилфорда, который выделил около 120 независимых факторов интеллекта, поместив их в 3 измерения: умственные операции, тестологический материал, получаемый умственный продукт.
Другое направление исследований структуры интеллекта связано с попытками выделить основной (главный) фактор интеллекта, который определяет всю специфику умственной деятельности. Первым здесь является Ч. Спирмен, предложивший концепцию “генерального фактора” (G-фактор), в рамках которой способность решения любых задач зависит от развития у человека G-фактора (фактора общих способностей), а также от развития S-факторов (факторов специальных способностей: музыкальных, художественных и т.д.).
Последователем Ч. Спирмена является Дж. Равен, который продолжил идею интеллекта как общей умственной способности, и сформулировал тест прогрессивных матриц, в рамках которого интеллект трактуется как способность к научению на основании обобщения уже имеющегося опыта. Суть прогрессивных матриц в том, что закономерность одна, но с каждым заданием она усложняется.
Наиболее известной является концепция Р. Кеттела, который предложил два вида интеллекта: текучий (определен наследственными возможностями, отражает возможности адаптации к новым ситуациям) и кристаллизованный (сформированный определенными навыками, прошлым опытом, культурой). Также Р. Кеттел выделил еще и парциальные факторы. связанные с деятельностью отдельных анализаторов, а также факторы-операции, являющиеся аналогией специальным факторам. Таким образом, данная концепция является промежуточной между концепциями интеллекта как набора независимых факторов, так и как общей умственной энергии.
Психогенетические исследования интеллекта
Несмотря на то, что с определением самого понятия интеллект долгое время в психологии была определенная проблема, психогенетики уже довольно давно занимались генетическими исследованиями его формирования.
Близнецовый метод показал, что идентичные гены дают значительно высокое сходство по интеллекту даже в том случае, если окружающая среда близнецов была различной. Из этого следует, что средовое воздействие на формирование интеллекта значительно ниже генетических факторов. Данные исследований еще в 20-30 годы века уже иллюстрировали преобладание генетических факторов в формировании интеллекта: около 80% определяется генами, и оставшиеся 20% - средой.
В пример можно привести исследование Л. Виллерман, в рамках которого исследовались две группы приемных детей, интеллектуальные показатели биологических матерей которых в первой группе были на верхнем пределе нормы, а во второй - на нижней границе нормы. Результаты показали, что в первой группе в 44% у детей показатели интеллекта также находятся в верхних пределах нормы, а во второй в нижних пределах нормы, что говорит о доминировании генетических факторов.
Еще одним примером может являться Колорадский проект - лонгитюдное исследование интеллекта приемных детей, начавшееся в 1974 году, в течение 4-х лет у детей ежегодно тестировали интеллект. Результаты исследования показали, что доминирование генетических факторов возрастает при переходе из одного возраста в другой, однако в течение года может наблюдаться средовая доминантность.
Однако в 80-е годы века представление о роли влияния среды в развитии интеллекта изменилось в сторону повышения доли влияния в формировании интеллекта. Это изменение связывают с углублением проработки понятий генотипа и среды и формированием такого понятия, как внутрисемейная среда. То есть в формировании любых психологических способностей и свойств участвует не просто окружающая среда, а именно среда семьи. Именно она вносит наиболее существенный и значимый вклад. Общая окружающая среда является лишь общим фоном, на котором разворачивается семейная среда, однако влияние общей среды минимально. К факторам внутрисемейной среды относятся: домашняя атмосфера и обстановка, взаимоотношения с родственниками, предметное и пространственное окружение).
Интересные данные касаются наследуемости вербальных и невербальных способностей интеллекта. Близнецовые исследования отмечается, что большему фактору наследуемости подвергаются пространственные способности, словарный запас и способности к рассуждению. Наименьший эффект наследуемости прослеживается в дивергентных способностей (формирование новых идей, альтернативных решений, креативности).
Наибольшая генетическая обусловленность проявляется относительно вербальных способностей (это данные норвежского исследования по тесту Д. Векслера, шведского лонгитюда). Помимо этого, невербальные способности более подвержены влияниям средового фактора.