Психобиографический метод
Психобиографический метод – это метод психологического исследования личности человека в целом и ее психических составляющих (эмоциональной, когнитивной и поведенческой сферы) посредством анализа его биографии.
Данный метод раскрывает бытие и своеобразие личности через психологические теории с целью лучшего понимания мотивационных основ личности, предпосылок формирования определенных убеждений и ценностей. На данный момент, наиболее используемой теорией личности является психоаналитическая теория, но также в психобиографии активно используются и сценарные концепции, нарративные техники, экзистенциальные и феноменологические методы.
К способам сбора информации для реализации данного метода можно отнести непосредственные труды самого человека (мемуары, автобиографии), документы современников (очерки, письма, дневниковые записи), биографические сведения других исследователей.
Наиболее устоявшимися методологическими принципами являются следующие:
- идентификация значимых и ярких сцен из жизни человека для объяснения его личностного паттерна поведения
- ориентация на такие параметры событий, как первичность, значимость, частота встречаемости, уникальность события как выявления наиболее узловых и поворотных в жизни личности событий
- выделение основных автобиографических образов и метафор, которые упорядочивают жизнеописание
Данный метод характеризуется высокой степенью субъективности, поскольку в нем большую роль играет позиция исследователя. К тому же, при анализе исторической личности исследователь опирается на воспоминания и мнения приближенных людей, что тоже может носить высокую степень субъективности. Так или иначе, данный метод не предполагает возможности статистического подкрепления данных.
Однако сильной стороной данного метода является глубина исследования отдельной личности, обращение к ее феноменологии. Психобиографический метод в какой-то степени является расширенной версией лонгитюдного исследования, что подразумевает более глубокий анализ причинно-следственных связей на жизненном пути человека. Для этого используют такой метод, как каузограмма - построение графиков событий из жизни личности, с последующим объединением связей между ними, что дает более интегральное понимание мотивационных основ данных событий, их значимости и места на жизненном пути личности.
Таким образом, данный метод позволяет целостно изучить личность на протяжении всей ее жизни в контексте общей истории. Несмотря на субъективность данного метода, его востребованность определяется тем, что количественные исследования не позволяют выявить богатства того бытия, которое характеризует личность.
Исследование эмоционального интеллекта художников
Эмоциональный интеллект – это комплекс способностей, обеспечивающих качественное осуществление коммуникации.
К данным способностям относят: умение распознавать свои и чужие эмоции, умение управлять своими эмоциями, эмпатию (способность прочувствовать эмоции другого человека, быть с ним “на одной волне”), умение осознавать мотивацию других людей, понимать, в чем они нуждаются, и, как итог, использовать всю эту информацию с целью влияния на процесс общения для реализации каких-то конкретных задач.
Для художника развитый уровень эмоционального интеллекта очень важен. Художник работает с эмоциями: он транслирует их через холст, изображение, инсталляцию или перформанс. Эти эмоции вызывают ответные эмоции у зрителя. Соответственно сфера искусства - это ни что иное, как сфера эмоциональных процессов.
Художник может передать эмоциональный настрой произведения просто через прорисовку локации путем использования определенных цветов разного эмоционального спектра, прорисовок и техник (острые и прямые линии, или они воздушные и легкие), формирование экспозиции (что на первом плане, что на втором и на заднем; искажены ли пропорции и перспектива) - все эти детали уже формируют определенный эмоциональный настрой произведения, не говоря уже о самом персонаже.
Художник должен хорошо владеть знаниями об экспрессивном компоненте эмоций - их выражении, особенно мимическом. Легкое искривление уголка рта или глаза, морщины на лбу - уже формируют определенную маску эмоции. То же самое касается и проксемики: как человек располагает себя в пространстве, как эмоции отражаются разными частями его тела.
Таким образом, художник должен уметь хорошо отслеживать проявления эмоций внутри себя, осознавать их физические проявления, уметь наблюдать за другими и видеть дальше обычного.
Современные исследования в области психологии подтверждают положительную связь эмоционального интеллекта с творческим спектром профессий.
Психобиографии художников
Первой в истории психобиографий является работа З. Фрейда о Леонардо да Винчи как исследователе и художнике, в которой он анализировал его жизненный путь с точки зрений психоаналитической концепции.
Так или иначе, метод психобиографии довольно хорошо может быть применим к теме исследования особенностей эмоционального интеллекта.
В анализе используются знаменитые или значимые произведения, их черновые варианты. Важным моментом является апелляция к дневниковым записям, в которых автор мог излагать свои переживания и мысли. Документы других исследователей и искусствоведов за разные промежутки времени также имеют большое значение для анализа.
С точки зрения исследования эмоционального интеллекта, важной особенностью будет учёт биографической информации о художнике: насколько он был общителен, участлив в социальных взаимодействиях, или же он отличался замкнутостью и интровертным способ жизни. Какова была его семейная ситуация: родители, целостность семьи, способы общения родителей друг с другом. Значение имеет и обучение художника: какая это была школа, каковы там были взаимоотношения с учителями и одноклассниками, были ли какие-то конфликты. Дальнейшее обучение или работы также важны с точки зрения понимания особенностей общения.
Все эти детали могут составить существенный блок информации относительно эмоциональных способностей художника, которые далее трансформируются в его художественный стиль. Далее эта биографическая информация соотносится с отобранными работами, которые могли быть написаны в ключевые или поворотные моменты биографии художника: анализируются свет, цвет, текстура, экспозиция, динамика картины, ее персонажи.