Проблема взаимосвязи биологического и социального в человеке является одной из фундаментальных и в некотором роде универсальных проблем современной научной мысли, так как она находит отражение почти во всех дисциплинах, исследующих человека.
На протяжении развития психологической мысли предлагались различные концепции, отражающие соотношение биологического и социального в человеке. Нередко в рамках данной дихотомии человеческой организации рассматривалось и понятие психического. Возможно выделение нескольких групп концепций, которые по-разному исследуют взаимосвязь названных понятий.
Преобладание биологического
В русле биологизаторских концепций психические и социальные свойства человека рассматриваются в качестве линейных функций развития организма. В данных концепциях утверждается, что большая часть особенностей психических процессов и состояний человека, социальные функции и роли заложены биологически, и их развитие подчиняется лишь законам биологии, причем тем, которые были открыты и сформулированы в процессе изучения животных и имеют мало общего с особенностями человека. Нередко в биологизаторских концепциях применяется закон рекапитуляции, в соответствии с которым лишь биологическими особенностями обусловлена эволюция человека, никакие социальные факторы на нее не влияли. До крайности данная концепция была доведена утверждением о том, что психического и социального как самостоятельных явлений не существует, их можно трактовать с применением биологических (в большинстве физиологических) законов.
Биологизаторские концепции активно распространялись среди физиологов. Например, их сторонником был И. П. Павлов.
Преобладание социального
В рамках социологизаторских концепций, которые также основаны на идее рекапитуляции, но уже с иной точки зрения, утверждается, что все биологические качества второстепенны, выступают лишь фоном в процессе социализации личности. В процессе социальных отношений у человека развиваются, а затем передаются по наследству предпосылки к установлению и использованию социальных контактов. Все достижения социального проявляются в процессе непрекращающегося развития человека.
Отрицание значимости как биологического, так и социального
Отдельно необходимо отметить концепции, согласно которым развитие человека не подчиняется ни биологическим, ни социальным законам, а является предопределенным какими-либо сторонними факторами. При данном рассмотрении тело человека – лишь вместилище, а социальное окружение незначимо. В большей степени данная концепция отражена в работах авторов, утверждающих божественное происхождение человека и его психики.
Равенство биологического и социального
В настоящее время предлагается множество психологических концепций, согласно которым личность является не только субъектом общественной системы и не только биологическим организмом, ее можно рассматривать как специфическое интегративное образование, которое в равной мере объединяет:
- биологические особенности индивида (как представителя человеческого вида);
- социальные функции и роли личности (как субъекта социальных отношений и деятельности) (см. рис. 1).
Взаимозависимость биологического и социального
В русле современного междисциплинарного подхода получила широкое распространение теория гармонизирующей эволюции, представителями которой был предложен основной фактор биологической эволюции – воздействие социальных потребностей человека. В процессе отбора мутаций и их рекомбинаций происходило постепенное преобразование генетической программы, с течением времени все больше удовлетворяющей потребности общественных отношений, частью которых становился человек.
Таким образом, можно говорить о постепенно нарастающей социализации биологических свойств человека.
Как известно, животные предки человека обладали лишь биологической сущностью. Процесс их гармонизирующей эволюции был проявлением единства биологического и социального. Под воздействием зарождавшихся социальных потребностей биологическая эволюция начала кардинально менять свое направление, в результате чего к моменту появления вида homo sapiens сформировалась сложнейшая генетическая программа, которая свойственна лишь данному виду. Эта программа может быть названа социализированной. На основании данной генетической программы в молекулярных структурах ДНК отразилась объективная необходимость развития сложного мозга; руки, способной к разного рода сложным манипуляциям; прямохождения; анатомических особенностей гортани, которые позволяют пользоваться членораздельной речью; особенно чувствительных сенсорных органов зрения и слуха и многого другого, что относится к морфофизиологическим особенностям человека.Биологическое в человеке имеет особое значение во всех процессах его жизнедеятельности. Даже являясь общественным существом, человек не утрачивает своей биологической составляющей, которую можно рассматривать как особую предпосылку развития надбиологических свойств. В процессе онтогенеза (индивидуального развития) человек отражает обобщенные черты развития своего рода. Так, в период времени от зачатия до появления на свет в человеке хоть и заложена социализированная генетическая программа, все же он в большей степени является биологическим существом, подчиняясь, главным образом, только законам биологии. После рождения биологические предпосылки в организационной структуре человека становятся основой для развития сознания, мышления и языка. Данный период развития ребенка представляет собой преобразование его биологической сущности в социальную, когда внешнее (социальная программа) становится внутренним, претерпевая изменения благодаря интеллекту и чувственно-эмоциональной сфере человека. Таким образом, можно наблюдать процесс становления личности как индивидуализированной совокупности социальных связей и отношений.
Значение генетической программы человека нельзя преуменьшать, однако произошли определенные изменения в ее роли: в ходе биологической эволюции данная программа приобрела особые свойства, которые обеспечивают готовность новорожденного к предстоящему развитию в условиях социума. Эту готовность можно назвать универсальной, так как это типологическое свойство всех представителей человечества. На современном этапе развития каждый человек благодаря биологическим особенностям мозга способен развивать сознание и, соответственно, основанную на нем способность к членораздельной речи. Универсальность такой готовности наглядно можно представить на примере языка. Как уже указано, сознание и речь формируются почти у каждого ребенка, однако как таковые они не отражены в структурах ДНК, а появляются лишь в процессе общения. На универсализм человеческих предпосылок к речи указывает и тот факт, что ребенок может овладеть любым языком, который слышит после рождения. В качестве другой важнейшей особенности мозга предстает его неспециализированность. На основе существующих комплексов, своеобразных ансамблей постоянно взаимодействующих нейронов, которые служат как материальная база познания и деятельности, человек формирует в своем сознании и применяет поведении огромное множество социально ориентированных программ.
Можно сделать вывод: целостность человека, обладающего единой социальной сущностью и наряду с этим наделенного природными силами живого, чувственного существа, основана на динамике взаимодействия социального и биологического. Взаимодействие социального и биологического в человеке основано на том принципе, что более простая форма движения материи (в данном случае – биологически эволюционная) явилась основой для возникновения высшей, более сложной формы, в данном случае – общественной. Общественная форма движения несводима к биологической, однако в целостной системе человека между ними налицо неразрывная связь, взаимодействие и единство.
Социальная сущность человека возникла на гребне биологической эволюции. Общественное содержание человека с его трудовыми способностями и социальными потребностями – это новое свойство, не известное остальной природе. Труд, интеллект, человеческие эмоции и воля – все это возникает прежде всего как отражение человеком исторически сложившихся общественных отношений.
Для каждого человека как представителя поколения действует стихийно сложившаяся социальная программа, в которой находят свое отражение состояние материальной и духовной культуры, тип общественных отношений, уровень развития производительных сил, а также те конкретные материальные и идеальные взаимоотношения, посредством которых формируется это поколение. Социальная программа вещественно представлена технологией, произведениями искусства, архитектурой и множеством других «очеловеченных» предметов. Она выражена в знаковых системах – научной и художественной литературе, живописи и через разнообразные взаимоотношения людей в больших и малых социальных группах.
Социализация биологии человека пронизывает всю его жизнь. В этой связи следует указать на методологическую необоснованность дуализма в подходе к проблеме биосоциального. Изучение человека на стыке биологического и социального – одна из важных проблем науки. Многое в этой области еще не изучено.