Процесс развития в рамках современной психологической науки понимается как постепенная адаптация личности к требованиям, условиям, правилам социально-природной окружающей среды; процесс необратимых, целенаправленных, закономерных изменений, который приводит к возникновению качественных, количественных, структурных психических преобразований.
В современной научной литературе не существует единого подхода к пониманию указанного процесса.
Выделяют следующие подходы к пониманию феномена:
- развитие как рост – процесс количественного изменения внешних характеристик объектов, внешний показатель, количественная характеристика изменений личности;
- развитие как универсальное изменение – в качестве одного из критериев определения развития выдвигают требования общности, универсальности изменений, разграничения универсальных и частных изменений;
- развитие как качественные, структурные изменения в психических процессах, к примеру, выработка рациональных приемов мышления, усложнение процессов запоминания и пр. Определение развития через структурные, качественные изменения связано со становлением системного подхода, с пониманием объекта развития как системы;
- развитие как изменения, влекущие за собой новые изменения;
- развитие как процесс, который осуществляется на протяжении всей жизни индивидуума, возрастная динамика различных психических функций (включая восприятие, мышление, память, внимание и пр.).
Виды личностного развития
Выделяют следующие виды развития:
- преформированное развитие – тип развития, при котором изначально заданы как стадии прохождения, так и конечный результат, на достижение которого направлен развивающий процесс;
- непреформированное развитие – тип развития, не предопределенный заранее;
- психическое развитие – развитие познавательных психических процессов;
- личностное развитие – развитие личностных качеств, системы аксиологических модусов, мотивационно-потребностной сферы, формирование «Я» - концепции.
Личностное и психическое развитие выступают взаимосвязанными, взаимообусловленными, в различные возрастные периоды накладываются друг на друга.
Основные области психического развития
Процесс развития затрагивает различные сферы человеческой жизнедеятельности, самой личности, включая следующие:
- психофизическая область, включающая внешние (вес, рост) и внутренние (мышцы, кости, органы чувств, психо-, нейродинамика, психомоторика) изменения конституции личности;
- психосоциальная, предусматривающая изменения в личностной, эмоциональной сферах;
- когнитивная, включающая все аспекты познавательного, интеллектуального развития, развития способностей.
Основные свойства развития как процесса
Вне зависимости от вида развития, процесс характеризуется следующими свойствами:
- необратимость – способность к аккумуляции изменений, «надстраиванию» новых изменений на базисе предшествующих;
- направленность – способность системы к реализации единой, внутренне обусловленной и взаимосвязанной линии развития;
- закономерность – способность системы к репрезентации и воспроизведению однотипных изменений у разных индивидуумов.
Типы изменений, возникающие в результате развития
Изменения, которые происходят в процессе развития, представлены следующими типами:
- количественные, качественные;
- универсальные, индивидуальные;
- скачкообразные, дискретные (непрерывные);
- целенаправленные, ненаправленные;
- интегрированные, изолированные;
- эволюционные (прогрессивные), инволюционными (регрессивные).
Таким образом, развитие представляет собой сложный, длительный процесс психического совершенствования личности, формирования новых психических новообразований, обеспечивающих адаптацию индивидуума к социально-природной окружающей среде.