Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Уровни развития способностей и индивидуальные различия

В современной психологии под способностями принято понимать особые индивидуально-специфические образования личности, которые включают в свой состав структурированные особым образом знания, умения и навыки человека, развитые на основе врожденных (биологически обусловленных) задатков. Способности – это единое целое, которое определяет потенциал личности в овладении тем или иным видом деятельности.

Большинство исследователей предлагают разграничивать:

  • общие способности, которые определяют успехи индивида в самых разнообразных видах деятельности, то есть без привязки к какому-либо одному из них; к общим принято относить умственные способности, развитую память и логическое мышление, хорошо развитую речь, тонкость и точность ручных движений, способности во взаимодействии с людьми и многие другие;
  • специальные способности, которые проявляются в конкретных специфических видах деятельности; для развития специальных способностей (например, музыкальных, математических, лингвистических, технических и др.) требуются задатки особого рода, которые формируются у ограниченного числа людей.

Исследователями доказано, что при наличии у субъекта общих способностей не исключается развитие специальных, и наоборот, при этом они даже дополняют друг друга. Кроме того, на эффективность любого вида деятельности влияет не какая-либо одна способность, а именно сочетание разнообразных способностей, причем данное сочетание может давать один и тот же результат, но разными способами.

То, насколько личности удастся развить природные задатки в способности, зависит от ряда факторов. Во-первых, от качества овладения определенными элементами знаний и умений, от характера их группировки в единое целое, а также от качества структуры этого целого. Например, динамика развития способностей существенно падает при некачественном и неполноценном обучении, при работе с некомпетентными педагогами. Во-вторых, от природных задатков человека, от качества тех первичных нервных механизмов элементарной психической деятельности, с которой рождается ребенок. И в-третьих, от большей или меньшей тренированности самих мозговых клеток, участвующих в осуществлении познавательных и психомоторных процессов. На основании анализа взаимодействия перечисленных факторов возможно выделение:

«Уровни развития способностей и индивидуальные различия» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  • высоких уровней развития специальных способностей;
  • среднего уровня, при котором индивид не значительно выделяется из своего окружения (относится как к общим, так и к специальным способностям);
  • низких уровней развития общих способностей.

Перечисленные уровни необходимо охарактеризовать более подробно.

Уровни развития способностей

К наиболее высоким уровням развития способностей относят мастерство, талант и гениальность.

Мастерство, определяемое как совершенство в определенном роде занятий, сопряжено со значительными объемами напряженного умственного (либо физического) труда. Схематично достижение мастерства представлено на рис. 1.

Развитие мастерства

Рис. 1. Развитие мастерства

Талант рассматривается применительно к специальным способностям и характеризуется как максимально высокий уровень их развития. Как и способности, проявить и развивать талант можно лишь в определенных видах деятельности. В научной литературе распространено рассмотрение таланта как сочетания (совокупности) нескольких способностей. Отдельную изолированную, даже высокоразвитую способность еще нельзя признать талантом. В связи с этим качественные итоги деятельности талантливого человека отличают оригинальность и принципиальная новизна, а направляет каждое действие потребность в творчестве.

Гениальность подвергается активному изучению уже достаточно долго. Еще со времен И. Канта под гениальностью принято понимать высшую степень одаренности, творческих проявлений человека, которая находит выражение в продукте, приобретающем особое историческое значение для всего человечества. О гениальности можно говорить, когда творческими достижениями человека описывается целая эпоха в жизни общества, в развитии культуры.

Гениальные люди, демонстрируя высокий уровень одаренности в определенной сфере, проявляют незаурядность и в остальных сферах жизни. Однако это не свидетельствует о том, что все качества гения развиты в одинаковой мере.

Гениальности все же присущ определенный «профиль», конкретная сторона всегда доминирует.

Тот факт, что талант и гениальность являются врожденными, а не приобретенными, никак не связан с понятием наследственности. Данные способности личности не могут быть переданы по наследству. Но при этом талант необходимо активно развивать. Так, исследователями было доказано, что талантливые люди, получая неудовлетворительные в своем понимании результаты, непрерывно занимаются самообразованием, даже перестраивая собственное мышление.

Описывая уровневые характеристики способностей, необходимо отметить и прямо противоположную черту – патологическое снижение уровня способностей, а именно олигофрению, которая может быть представлена в трех стадиях:

  • дебильность (первая стадия, самая легкая степень);
  • имбецильность (средняя стадия);
  • идиотия (глубокая степень слабоумия).

Индивидуальные различия людей в задатках и развитии способностей

Проявление способностей всегда строго индивидуально и неповторимо. Это связано с тем, что каждый человек обладает собственными, генетически обусловленными задатками.

Определение

Задатки – морфофункциональные особенности строения мозга, органов чувств и телосложения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. На основе одних и тех же задатков могут сформироваться совершенно разные способности. По сути дела, природные различия между людьми являются различиями не в готовых способностях, а именно в задатках.

Важно также, что обладание теми или иными задатками не гарантирует их полного развития в соответствующие способности. Так, строение периферического (слухового) и центрального нервного аппарата – это только предпосылки к формированию музыкальных способностей. Кроме того, особенности строения мозга не предопределяют то, с какими профессиями и специальностями, сопряженными с музыкальным слухом, человек решит связать свою жизнь и примет ли его выбор значимое окружение. Отдельную роль в данном процессе играет и этап развития человеческого общества, предусматривающий определенный спектр возможных вариантов профессиональной и творческой деятельности для реализации конкретных способностей. Следовательно, процесс развития задатков является социально обусловленным и связанным как с условиями воспитания, так и с особенностями общественного развития.

Следует также отметить, какие факторы оказывают положительное воздействие на развитие задатков, а какие – отрицательное.

На развитие способностей оказывают благоприятное влияние:

  1. обогащенная внешняя среда;
  2. высокий эмоциональный фон (положительный);
  3. сензитивные периоды (от лат. sensus – чувство, ощущение) – периоды онтогенетического развития, в которые развивающийся организм бывает особенно чувствителен к различным воздействиям окружающей среды; периоды наиболее быстрого развития отдельных психических особенностей личности;
  4. активность и заинтересованность самого субъекта, его мотивированность на развитие способностей.

Препятствуют развитию способностей:

  1. обедненная внешняя среда (отсутствие значимых событий, впечатлений);
  2. частые психические травмы;
  3. неправильная мотивация, например, принуждение.

Соотношения данных факторов в среде, окружающей личность (преобладание одних и отсутствие других), могут быть различными. Поэтому у нескольких человек не могут проявиться абсолютно идентичные друг другу способности.

Дата последнего обновления статьи: 18.11.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot