В современной психологии единый подход к пониманию и дефиниции личности отсутствует, однако, большая часть исследователей указывают на комплексный характер данной фундаментальной категории психологии.
Подходы к пониманию структуры личности
Элементами структуры личности в психологии выступают психологические свойства, особенности. На биологическом уровне в комплексном образовании выделяют биологически обусловленные факторы, включая возрастные, гендерные свойства психики, врожденные особенности нервной системы, темперамента.
На следующем уровне выделяют индивидуальные особенности протекания психических процессов, индивидуальные проявления восприятия, мышления, памяти, способностей, специфика, характер которых обусловлен совокупностью влияния генетических и социальных факторов.
На социальном уровне выделяют индивидуальный социальный опыт, который включает приобретенные личностью в процессе социализации знания, умения, навыки, сформированные компетенции.
Высшим личностным уровнем является ее направленность, включая мировоззрение, особенности характера, рефлексии и саморефлексии. Данный уровень формируется под влиянием социализации, воспитания в социуме, отражает идеологию общества, в котором живет индивидуум.
На каждом из выделенных уровней проявляются индивидуальные различия, что формирует уникальность, своеобразие и различие людей в обществе.
Индивидуально-психологические различия представляют собой особенности протекания психологических процессов, особенности психических явлений, которые отличают людей друг от друга.
Способности как составляющая личности
Под способностями в современной научной литературе понимают индивидуально-психологические особенности личности, которые обеспечивают успех реализации деятельности, коммуникации, легкость овладения ими.
Способности не сводятся к совокупности знаний, умений и навыков, но обеспечивают возможности овладения последними.
В наиболее общем виде способности подразделяются на естественные (биологически обусловленные, связанные с врожденными факторами) и специфические человеческие, которые имеют социально-историческое происхождение, обеспечивают взаимодействие и развитие в социально-природной окружающей среде. Таким образом, способности могут быть отнесены как к биологическому, так и социальному уровню личностной структуры.
На основании критерия продуктивности выделяют репродуктивные, обеспечивающие умения усваивать готовые знания, овладевать сложившимися образцами реализации коммуникативного взаимодействия и деятельности; и творческие, обеспечивающие возможности создания нового, оригинального, инновационного.
По своей природе способности выступают динамическими образованиями, формирование и развитие которых осуществляется поэтапно в процессе организованной деятельности и коммуникации.
Темперамент как физиологическая основа личности
Темперамент – врожденные личностные особенности, обуславливающие динамические характеристики скорости, интенсивности реагирования, степень уравновешенности и эмоциональной возбудимости, специфику адаптации к социально-природной окружающей среде, формирующие особенности всей структуры личности.
Темперамент имеет физиологические основы, напрямую зависит от типа нервной системы, в основе формирования особенностей темперамента два основных нервных процесса – торможение и возбуждение. Указанные процессы отличаются по подвижности, силе протекания, уравновешенности, формируя особенности формирования всех остальных уровней личности.
Таким образом, личность является сложным, многоаспектным психологическим образованием, в структуре которого выделяют как биологические, так и социальные факторы. Одним из фундаментальных биологических оснований формирования личности выступает темперамент, особенности которого во многом зависят от типа нервной системы.