Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.
Ученые, которые занимались проблемой общения: А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, М. А. Василик, Г. Лассуэлл, Д. Брэддок и др.
Понятие
Как известно, человеку как социальному существу присуще общение. Без последнего не может протекать ни одно взаимодействие с другими членами общества.
В общем, общение является определенным процессом, в котором протекает межличностное взаимодействие. Данный процесс детерминируется потребностями субъектов, которые вступают во взаимодействие, и направлен на удовлетворение этих потребностей.
Общение как никогда актуально в современном мире, так как увеличивается количество информации. Кроме того, стремительно растет число профессий по типу «человек-человек».
Структура общения
Структура общения состоит из трех, связанных друг с другом сторон:
- перцептивная сторона общения (термин «перцепция» означает восприятие; таким образом, данная сторона характеризует процесс восприятия собеседниками друг друга);
- коммуникативная сторона общения (состоит в передаче информации);
- интерактивная сторона общения (взаимодействие).
Структура общения представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Структура (стороны) общения
Функции общения
Выделятся ряд основных функций общения:
Информационная функция общения состоит в приеме и передаче информации. Контактная функция общения предполагает установление коннекции. Интерактивная функция общения предусматривает не только передачу информации между людьми и само их взаимодействие, но также и определенное влияние на других людей. Регуляторами поведения при этом могут выступать:
- советы;
- инструкции;
- требования;
- приказы и др.
Побудительная функция общения выступает как стимуляция активности.
- Координационная функция общения предполагает согласованность действий участников общения.
- Понимание как функция общения предполагает не только восприятие информации, но и ее сознательный анализ.
- Амотивная функция общения выступает способом стимулирования эмоциональны реакций собеседника; в целом, выступает как обмен эмоциями.
- Установление отношений как функция общения предполагает определение собственного социального статуса и социальной роли в конкретной ситуации.
- Манипулятивная функция общения выступает как средство изменения установок оппонента в целях удовлетворения собственных потребностей.
Виды общения
Вербальная коммуникация. В вербальной коммуникации, как известно, главная роль принадлежит высказываниям, то есть речи. Так, данный вид коммуникации осуществляется с помощью знаковых систем. Здесь такой знаковой системой является, несомненно, язык. Язык – оптимальное средство для выражения человеческих мыслей. Также рассмотрим понятие речи. Данный термин используется в двух значениях:
- речь как определенная деятельность индивида, которая может осуществляться как устно, так и письменно;
- речь как результат деятельности в контексте условий и целей коммуникации.
Речь и язык кажутся схожими понятиями, поэтому необходимо их разграничить, рассмотрев их отличия:
- Речь уникальна и неповторима, она осуществляется во пространственно-временном континууме.
- Речь активна и более динамична.
- Речь является малоупорядоченной, зависит от контекста ситуации.
Невербальная коммуникация. Данный вид коммуникации также осуществляется при помощи знаковых систем, которыми здесь являются различные жесты, мимика и др. Рассмотрим общие типы невербальной коммуникации:
Кинесические:
- выразительные движения тела (жесты, мимика и пантомимика, поза, походка);
- визуальный контакт (направление, длина паузы, частота контакта).
Просодические и экстралингвистические. Голос и речь: интонация, громкость, тембр, темп речи, ритм, дикция, модуляция, высота, тональность, паузы, вздох, смех, плач, кашель, зевание и др.
- Такесические. Динамические прикосновения: рукопожатие, поцелуй, похлопывание и др.
Проксемические:
- пространственная структура общения (ориентация и угол общения партнеров, дистанция);
- время (опоздания, ранний приход, соотношение времени и статуса, культура времени).
Развитие общения
Эмоционально-личностное общение является ведущей деятельностью в младенческом возрасте. Так, уже в таком возрасте идет стремительное накопление знаний об окружающем мире посредством общения.
Общение служит некой основой для формирования личности человека. Это подтверждается культурно-исторической концепцией Л.С. Выготского. В ней он описывает процесс развития человека с точки зрения усвоения культурных аспектов. Инструментом усвоения культуры является язык. А моделью поведения для ребенка является взрослый.
Определенные аспекты культуры как бы «вращиваются» в сознание ребенка. Другими словами, они проходят процесс интериоризации (термин Л.С. Выготского). Интрериоризация в самом общем смысле – переход внешнего вовнутрь, то есть это процесс усвоения чего-либо.