В 1921 году К. Г. Юнг опубликовал книгу «Психологические типы», в которой в качестве классификационного признака разделения людей на типы указал направленность личности на самого себя или на объект. В соответствии с этим возможно выделение таких типов, как экстраверты и интроверты. Таким образом, Юнгу удалось популяризировать термины экстраверсия и интроверсия, охарактеризовав их как особые психологические компоненты личности. В указанной монографии отмечается, что интроверты концентрируются на внутреннем психическом мире чувств, эмоций и ощущений. Экстравертов же, напротив, привлекает внешний мир и окружающие люди.
В центре рассмотрения психодинамической концепции К. Юнга лежит анализ взаимовлияния сознательного и бессознательного, которые оказывают существенное воздействие на процесс индивидуации – динамику формирования личности, которой присущи единство и целостность. Степень и результат взаимодействия сознания и бессознательного также связаны с распределением людей на психологические типы.
Несмотря на то, что некоторые современные психологи признают идеи Юнга устаревшими и неприменимыми к существующей действительности, некоторые положения аналитической психологии Юнга, в частности относящиеся к разделению людей на экстравертов и интровертов, все же считаются достаточно обоснованными. Это связано с научно доказанным фактом, согласно которому интроверты и экстраверты отличаются уровнем восприятия внешней информации, необходимой им для эффективного функционирования.
С течением времени термины, предложенные К. Юнгом, были дополнены, что позволяет в настоящее время представить сравнительную характеристику экстравертов и интровертов.
Отличительные особенности экстравертов
В центре внимания экстраверта всегда находятся события внешнего мира, они «подпитывают» экстравертов. Особую роль экстраверты отдают не только окружающей действительности, но и своей роли в ней. Поэтому значение аутентичности или чувств нередко отходит на второй план.
Общение. Стимулом для экстравертов выступает общение в процессе социализации личности. Одиночество для таких людей приобретает болезненное восприятие. В общении экстраверты почти всегда импульсивны, вспыльчивы, эмоциональны, они обладают богатой мимикой, быстрыми и выразительными движениями, быстрым темпом речи. В дискуссиях предпочитают доминировать, используя любую возможность высказать собственную точку зрения, в идеале противоположную уже высказанным.
Отношение к информации. Для эффективного функционирования экстравертам нужен неиссякаемый приток информации. Такие люди в большей мере склонны к частной смене интересов, увлечений, многие из которых могут быть сопряжены с риском.
Стили работы. В процессе работы экстраверты обычно торопливы и непоследовательны, работу выполняют достаточно быстро, но это всегда сказывается на ее качестве. Нередко прибегают к одновременному выполнению нескольких поставленных задач. Отдают предпочтение тем вакансиям, которые позволяют в короткий срок добиться определенных успехов и продвинуться по карьерной лестнице. Трудности экстравертов пугают редко.
Отличительные особенности интровертов
Интроверты способны восстанавливать свою энергию лишь пребывая наедине с собой. Нахождение в одиночестве позволяет им концентрироваться на собственных чувствах, переживаниях, проявлениях бессознательного. Необходимо указать, что в современной научной литературе отмечается тенденция относить асоциальных личностей к интровертам, однако данное отождествление нельзя проводить в обратном направлении: не каждый интроверт является асоциальной или антисоциальной личностью, многих из них можно с полной уверенностью отнести к гуманным, положительным личностям.
Общение. В процессе общения интроверты всегда менее экспрессивны, чем экстраверты. Они предпочитают информативные незатянутые разговоры. Стараются говорить меньше, а слушать больше. Нередко интроверты бывают стеснительными, однако это нельзя назвать определяющим фактором, характеризующим данный тип людей. Тенденция интровертов к социальной изоляции, как правило, не продиктована страхом (например, отрицательной оценки), что свойственно людям с комплексом избегания или агорафобией. Социальная изоляция выступает результатом желания интроверта провести время в спокойной обстановке – без гиперстимуляции, которая иногда может быть болезненной для интровертивного типа людей.
Однако многие интроверты способны к выработке социальных навыков, что позволяет им минимизировать трудности при участии в социальных мероприятиях, производя впечатление весьма социофильных личностей. Но при этом такая натренированная экстраверсия связана с постоянным эмоциональным напряжением, которое может быть неосознанным. Результатом такого рода стресса может служить снижение общей резистентности организма, что повышает риск развития заболеваний, вплоть до хронических.
Отношение к информации. Интровертам необходимо значительно меньше информации, поступающей извне, чем экстравертам. Участие в социальных событиях вынуждает интровертов затрачивать огромное количество энергии. Комфортными для интровертов можно считать условия дома, семьи, ограниченного числа близких людей.
Стили работы. В работе интроверты неторопливы и скрупулезны. Они стремятся концентрироваться на выполнении одной задачи, тяжело переживают смену вида деятельности, негативно реагируют на отвлекающие факторы. Отношение к вопросам финансовой выгоды, как правило, сдержанное, престиж и социальное одобрение для интроверта второстепенны.
Таким образом, интровертивные и экстравертивные черты обусловливают характер социального поведения личности. Некоторыми психологами предлагается рассмотрение с помощью графика (рис. 1) предрасположенности к интроверсии или экстраверсии, в соответствии с чем возможно выделение четырех личностных вариантов: спокойный экстраверт (сангвиник), тревожный или импульсивный экстраверт (холерик), спокойный интроверт (флегматик) и тревожный интроверт (меланхолик).
Рис. 1. Типы экстравертов и интровертов
Таким образом, типология личностей с точки зрения экстраверсии и интроверсии нашла отражение в разработке типов темперамента.
Экспериментальные исследования экстраверсии и интроверсии
Экспериментальные исследования проявления типологических черт личности проводились в Гарварде в конце XX века. В рамках сравнительной психологии исследованию подвергались 500 детей от младенческого возраста (4 месяца) до окончания подросткового периода.
В процессе исследования записывались голоса младенцев и их реакции на шары, танцевальные движения, осуществляемые перед глазами детей, и запах алкоголя, нанесенного на ватные тампоны.
Реакции младенцев на новые стимулы были различными. Около 25 % детей весело кричали и активно двигали руками и ногами. Эта группа определялась как «высоко реактивная». Около 40 % младенцев оставались спокойными, их движения руками и ногами возникали спорадически, без признаков возбуждения при появлении новых стимулов.
Остальные 40 % попали в зону распределения между этими крайними вариантами. Американский психолог Джером Каган предсказал, что из младенцев высоко реактивной группы с наибольшей вероятностью вырастут спокойные подростки.
Определенное число обследованных младенцев в дальнейшем в возрасте двух, четырех, семи и одиннадцати лет было повторно обследовано с целью установления их реакций на людей и события.
Дети двухлетнего возраста контактировали с женщиной в марлевой маске, одетой в лабораторный халат, с мужчиной, одетым как клоун, и с радио, контролируемым роботом. В возрасте семи лет их пригласили поиграть с детьми, с которыми раньше они никогда не встречались. В возрасте одиннадцати лет их интервьюировал незнакомый человек. Ученые наблюдали, как дети реагировали на эти ситуации, регистрировались движения их тела, частота и спонтанность их смеха, разговора, улыбок. Детям и их родителям задавались вопросы о том, как они ведут себя вне рамок лабораторного обследования в повседневной жизни. Предпочитают ли они находиться в одиночестве, или в компании одного-двух близких друзей, или же в обществе большого количества детей. Подвергают ли себя риску или ведут себя, соблюдая осторожность. Считают ли они себя стеснительными или раскованными.
Многие из детей вели себя в соответствии с предсказаниями авторов исследования. Высоко реактивные младенцы более часто становились серьезными осторожными личностями. Низко реактивные младенцы становились расслабленными, доверчивыми личностями. Другими словами, высокая и низкая реактивность в младенческом возрасте соответствовали врожденной тенденции к формированию интровертивных или экстравертивных личностных особенностей.
Таким образом, исследование поведения в детском возрасте позволяет с высокой точностью предсказать поведение во взрослом состоянии.