Развитие научных идей Л. М. Веккера
Основной темой для исследований и создания уникальной теории Л.М. Веккера являлась тема решения проблемы объективности человеческого познания и определение его возможностей и ограничений с одновременным поиском существующих психологических механизмов, которые способствуют реализации данных возможностей.
Ученый исследователь утверждал необходимость разграничения психических процессов на исходный или элементарные и сложные или производные.
Краткое описание теории Веккера звучит следующим образом - целостный организм является открытой «устойчиво неравновесной» системой, находящейся в состоянии непрерывного энергоинформационного взаимодействия со средой. Именно в связи с этим индивидуальность человека и его проявлений уникальна, как уникальны ее разноуровневая организация и опыт взаимодействия с внешним миром.
Процессы регуляции поведения человека и его адаптации к окружающей среде осуществляются в процессе деятельности механизмов активного психического отражения, которые детерминированы как биологически, так и социально. Именно их разделение и способствует более полному процессу регуляции.
Согласно теории Веккера процесс развития интеллекта человека сопровождается формированием разнообразных когнитивных структур, постепенно интегрирующихся в сложную, многоуровневую, иерархическую систему. Процесс интеграции осуществляется «снизу» в виде наращивания новых уровней и «сверху» в форме качественного изменения низших уровней мышления. Параллельно данному процессу интеграции происходит процесс дифференциации:
- горизонтальной, которая происходи внутри одного уровня;
- вертикальной, происходящей между уровнями.
Таким образом происходит формирование сложной системы, служащей в целях развития мышления человека и его реализации в жизни человека.
В настоящее время, на современном этапе развития психологической науки теория Л.М. Веккера является наиболее универсальной. Универсальность ее характера связана с тем, что Веккера при объяснении ее особенностей и закономерностей использует метатеоретические понятия, при этом все сформулированные положения теории подвергаются глубокому теоретическому и эмпирическому анализу. Также следует отметить, что результаты и основные положения теории сопоставлены с данными эмпирической феноменологии и протестированы в процессе многочисленных экспериментов, проводимых как самим ученым, так и его многочисленными учениками.
Теории уровней изоморфизма и теория мышления Л. М. Веккера
Основой идеи изоморфизма является определение того, что истинность понимания различных свойств объекта может быть различной и имеет право на существование. При этом прежние теории об особенностях изучаемого объекта не являются неверными и не отменяются, они включаются в более новую модель как частная теория или часть общей теории. Примером может выступать процесс изучения строения Земли – теория, говорящая о том, что земля плоская не была отменена в результате гипотезы ее шарообразного строения, а вошла в нее как модель, которая отражает часть поверхности Земли.
Теория мышления Л.М. Веккера, которая является двухкомпонентной, предполагает наличие в процессе мышления человека двух форм языка, для которых присущи их специфические операнды и операции.
Основной идеей теории мышления Л.М. Веккера является мысль о том, что мышление может быть продуктивным, рациональным и отражающим реальные закономерности в случае, когда осуществляется постоянное взаимодействие описанных выше двух языков – абстрактно – символической теории и эмпирической практики. Только лишь в случае достижения согласования этих двух составляющих становится возможным понимание этих сторон.
Именно способность к процессу взаимообратимого перевода информации с одного языка мышления на другой лежит в основе понимания получаемых сигналов и информации.
Конечно, процесс мышления не обязательно ведет к рождению истинных мыслей, иначе не было бы ошибок и заблуждений, но и они опровергаются только в соотнесении с опытом (при несовпадении образного и символически словесного инварианта искомых отношений). Иначе, без чувственного опыта в доказательствах истины не обойтись.
Созданная Л.М. Веккером единая теория уровней изоморфизма и теория мышления не только дает описание существующих психологических законов, но и приводит к разрешению различных философских проблем.
В результате проведения множества экспериментальных исследований и полученных в результате данных Л.М. Веккер сформулировал вывод о том, что кожно-тактильный анализатор имеет уникальную роль в процессе формирования психики человека, не взирая на то, что является по своей основной природе органом пассивного осязания.
Данные выводы и представления полученные в ходе изучения и формулирования теории Веккера являются логическим продолжением основного постулата его теории о том, что физический мир является первичным и отражательной природе психического.
Теория энергетической ценности интеллектуальной работы
Еще одной важнейшей темой экспериментальных исследований Л.М. Веккера является созданная им теория энергетической ценности интеллектуальной работы. В данном исследовании автор изучал проблему энергетической цены интеллектуальной работы и того, каким образом энергетические затраты человеческого организма связаны и зависят от сложности выполняемых мыслительных действий. Как именно переходы мысли человека по различным уровням обобщенности влияют на затраты энергии.
Данные исследования активно разрабатывались в школе Ананьева Б.Г. и были очень близки идеям Л.М. Веккера, поэтому его собственные ученики провели множество экспериментальных исследований, основной целью которых являлось измерение кожно-гальванических реакций и других физиологических показателей в процессе осуществления мыслительных действий различной сложности.