Ученые, занимающиеся проблемами возрастной психологии, отнюдь не придерживаются единого мнения касательно вопросов, связанных с описанием понятия пожилого возраста, определением границ этой жизненной вехи, а также первых проявлений старости. Стоит отметить, что в западной научной среде существует тенденция использовать термин «поздняя взрослость» вместо «пожилой возраст», «преклонный возраст», «старость». Такую подмену можно расценивать как попытку взглянуть на зрелость по-новому, избавившись от распространенных стереотипов о том, что достижение определенного возраста автоматически ставит крест на активной жизни и общественной самореализации.
Проанализировав установленные разными авторами границы «поздней взрослости», можно сказать, что в среднем это возраст 55-70 лет; начало рассматриваемого периода, как правило, совпадает с достижением индивидом официально установленного пенсионного возраста. Однако следует заметить, что в современной психологии всё большее распространение получает точка зрения о том, что выделить конкретные стадии развития взрослого человека – это довольная трудная задача, если вообще осуществимая.
Особенности умственных процессов в пожилом возрасте
В обществе существует множество предубеждений относительно интеллектуальных способностей пожилых людей. Считается, что наступление зрелого возраста влечет за собой неизбежное угасание умственного потенциала. Однако в настоящее время многие исследователи придерживаются мнения о том, что большинство интеллектуальных навыков в преклонном возрасте остаются относительно сохранными. Так, например, проблемы с памятью, являющиеся в массовом сознании своего рода символом старения, как показывают наблюдения, не всегда являются обусловленными возрастными изменениями в организме, зачастую оказываясь связанными с депрессивными состояниями индивида, побочным действием препаратов, а также с прекращением профессиональной деятельности.
Тем не менее, ухудшения показателей умственной деятельности с возрастом всё же имеют место быть. Как правило, это вызвано воздействием двух групп причин:
- прямые причины связаны с заболеваниями головного мозга, это болезнь Альцгеймера, сосудистые поражения мозга;
- косвенные связаны с ухудшением общего состояния здоровья человека, снижением мотивации к познавательной активности, низким уровнем образования.
Ведущее место среди причин ухудшения интеллектуальных показателей занимает приобретенное слабоумие (деменция). Под этим термином подразумевают целый комплекс нарушений: это и прогрессирующая амнезия, и деформации личности, и разнообразные дефекты познания.
Существует мнение, что у пожилых людей, живущих в семьях и ведущих относительно активный образ жизни, деменция встречается существенно реже, чем у их сверстников, проживающих в домах престарелых. Последние зачастую «выключены» из общественной жизни, редко общаются с родными, или даже не общаются вовсе, не ощущают своей значимости для близких людей. Таким образом, прослеживается зависимость распространенности старческого слабоумия от особенностей культуры того или иного общества, от принятого в нем отношения к лицам преклонного возраста.
Эмоциональные процессы в пожилом возрасте
Принято считать, что период поздней зрелости начинается с выходом человека на пенсию. Несмотря на то, что изначально индивид стремится поддерживать старые контакты, интересуется происходящим на работе, со временем эти связи изживают себя, становятся всё более искусственными, а общение – натянутым. Таким образом, происходит постепенная утрата пожилым человеком прежних социальных контактов, наблюдается явление «разобществления»: меняется мотивация, возрастает сосредоточенность на себе, ухудшаются коммуникативные способности. Вместе с тем, подводит здоровье, падает доход (а зачастую возникает и необходимость в материальной поддержке), происходит утрата близких людей.
Воздействие перечисленных факторов приводит к тому, что значительное место во внутренней жизни пожилых людей начинают занимать отрицательные эмоции: тоска по ушедшим людям, ощущение собственной ненужности и беспомощности, нередким явлением становится фоновая тревога. Эмоциональное напряжение становится благоприятной почвой для развития невроза.
Одновременно с вышесказанным, существуют и более оптимистичные данные об эмоциональности в возрасте поздней зрелости. Так, по данным исследований, проводившихся в том числе в Стэнфордском университете в Калифорнии, такой показатель, как уровень эмоциональной стабильности, развивается у человека в течение всей его жизни. Это означает, что пожилые люди отличаются большей психической уравновешенностью, их сложнее вывести из себя или довести до паники. Исследователи возрастной психологии объясняли это по-разному:
- пожилые люди обладают более обширным опытом борьбы с негативными эмоциями;
- эмоциональные навыки улучшаются из-за снижения скорости обработки информации;
- старшее поколение обладает меньшей требовательностью к жизни и вместе с тем более глубокими представлениями о собственных потребностях;
- пожилые люди менее ориентированы на будущее, более склонны жить «здесь и сейчас», в то время как молодежь зачастую мысленно готовит себя к неприятным ситуациям, которые могут возникнуть на пути к долгосрочным целям.
Стоит отметить, что особенности «третьего» возраста будут различными для мужчин и женщин. Так, представители сильной половины человечества в пожилом возрасте более склонны приобретать негативные для личности последствия, такие, как алкоголизм, ранняя смертность, потеря вкуса к жизни, обусловленные отрицательными эмоциональными переживаниями. Мужчины более склонны испытывать на себе влияние стереотипов о старости, что отнюдь не способствует их адаптации к изменившимся условиям жизни после выхода на пенсию. Женщины же, напротив, легче приспосабливаются, имеют больше шансов на установление новых дружеских связей взамен утраченных.