Общее понятие о первичных и вторичных психических процессах
В ходе развития учения Зигмунда Фрейда одним из важных представлений является то, что бессознательные процессы и логическое сознательное мышление человека подчиняются разным правилам действия. Фрейдом были выделены два вида ментальных процессов, названные первичными и вторичными процессами.
Первичные процесс, по мнению Фрейда – это проявления языка бессознательного, функционирующего в соответствии с принципами удовольствия и их удовлетворения в данный конкретный момент. Сущность данной идеи соответствует модели Фрейда, описывающей механизм разрядки влечения и теории, что основной целью ментального аппарата является поддержание гомеостаза.
В описании первичного процесса, Фрейд определял его как процесс облегчения удовлетворения влечения путем искажения и маскировки, противоречащих друг другу производных от этого влечения. Вследствие этого процесса имеющаяся энергия влечения может быть разряжена, и тогда удовольствие может быть получено, так как, хотя импульсы влечений достигают сознания, они делают это только в замаскированной форме.
По мнению Фрейда, первичный процесс возникает с рождения человека и в процессе приобретения опыта и развития вторичного процессе, первичный подавляется и затухает.
У первичного процесса существуют основные характеристики, по определению Фрейда он является:
- иррациональным,
- импульсивным,
- примитивным.
Основные характеристики первичного процесса
Иррациональные характеристики свойственны для первичного процесса в связи с тем, что существующие связи между имеющимися бессознательными идеями не являются логическими, и чаще всего противоречат друг другу.
Импульсивность первичных процессов связана с тем, что он напрямую связан с влечением и немедленным его удовлетворением.
Примитивность характерна для первичного процесса из – за того, что данный процесс является врожденным и не находит своего развития на протяжении всей жизни человека, оставаясь неизменным.
На протяжении всей жизни человека, начиная с раннего детства, с ним происходят события вызывающие разочарования и недовольство сложившимися обстоятельствами. В связи с тем, что ребенок не получает ожидаемого удовлетворения, вследствие осуществления желаемых событий, он начинает заниматься формированием концепции реального мира и тем самым находит способы воздействия на обстоятельства окружающего мира.
Таким образом, формируется принцип реальности, с установлением которого, те действия, которые сдерживаются человеком, совершаются с помощью мышления отложенного действия и отложенного удовлетворения.
Фрейд в своей теории подчеркивал решающее отличие первичного процесса от вторичного в том, что первичный процесс имеет непосредственную связь визуальных образов со словами. С помощью соединения визуальных образов с соответствующими словами человек достигает более высокого уровня психической организованности, которая предоставляет возможность первичным процессам достигать цели с помощью вторичного процесса.
Фрейд обозначил первичный процесс как Ид, а вторичный процесс был обозначен как Эго. В данном контексте им был установлен принцип реальности и связь бессознательных идей и зрительного восприятия со словами, что в свою очередь ведет к развитию Эго.
Развитие представлений о первичных и вторичных процессах
Теория о первичных и вторичных процессах были сформулированы Фрейдом в конце девятнадцатого века в период активного становления психоанализа в психологической науке. Эти представления были описаны Фрейдом в работе «Проект научной психологии». Дальнейшее свое развитие они получили в его первом фундаментальном психоаналитическом труде «Толкование сновидений», в котором под первичным процессом Фрейд описал психический процесс, самостоятельно допускаемый системой бессознательного, а под вторичным процессом - процесс, который совершается под воздействием системы сознания человека.
По мнению Зигмунда Фрейда, целью первичного процесса является прохождение раздражения и образование идентичности восприятия, а цель вторичного процесса – образование идентичности мышления человека. Первичный процесс соотносился Зигмундом Фрейдом с принципом удовольствия, вторичный процесс с принципом реальности.
Проводя разграничение между данными процессами, Фрейд руководствовался не только соображениями иерархии, но и сформированными представлениями об имеющемся соотношении данных процессов во времени.
Формулируя свои представления о первичных и вторичных процессах Фрейд исходил из идей о том, что осуществление первичных процессов происходит благодаря высвобождающейся энергии из сферы бессознательного. В основном данные процессы находят свое проявление в сновидениях и истерических симптомах.
В отличие от первичных процессов, вторичные характеризуются высвобождением такой энергии, которая связана со сферой сознания человека, контролируема им и управляется сознательными проявлениями человека. Данные процессы находят свое проявление в сознательном установлении отсрочки удовлетворения желаний и приспособлением к реальности благодаря сознательной мыслительной деятельности человека.
Описанные выше представления Фрейда о первичных и вторичных процессах являются основной составной частью его психоаналитического учения, которое описывает процесс функционирования человеческой психики. Позднее в терминологии Фрейда понятие первичных и вторичных процессов были заменены на понятия бессознательного и сознательного процесса. В процессе выдвижения структурной точки зрения Фрейда он пришел к выводу о том, что «не только наиболее глубокое, но и наиболее высокое в Я может быть бессознательным» и в соответствии с этим защитные механизмы, присутствующие у человека являются тесно связанными именно с первичными процессами, а не с вторичными.