Всем нам известно выражение: «В здоровом теле – здоровый дух». Иными словами, когда мы занимается физическими упражнениями мы отрабатываем не только определенные навыки и приемы, мы также воспитываем психические качества своей личности.
Дело в том, что во время занятия спортом, человек, который тренируется, попадает в смоделированные жизненные ситуации, учится преодолевать препятствия, проявлять стойкость. Особенно в этом плане благоприятны спортивные командные игры. Они помогают человеку превозмогать трудности, учат взаимодействию с другими людьми, помогают приобрести уверенность в себе.
Все те положительные психологические качества, которые формируются у человека во время занятий физической культурой пригодятся ему и вне спортивной жизни. Упорство и настойчивость, трудолюбие, дисциплинированность положительным образом сказываются на учебе и работе, а умение ладить в коллективе, ответственность, самообладание положительно отражаются на семейной и бытовой сфере.
Отдельно следует выделить тот момент, что физические нагрузки положительно влияют на способность человека адаптироваться к различным изменяющимся условиям окружающей среды.
Признаки хорошей адаптации включают в себя:
- устойчивое внимание,
- правильное восприятие
- хорошая память
- сосредоточенность
- оптимизация работоспособности
- эффективность учебной и рабочей деятельности
Следует отметить, что разные виды спорта влияют на развитие различных психических качеств личности.
При занятиях спортом у человека происходит развитие таких психических качеств как:
- темперамент
- характер
- воля
- эмоции
- мотивация
Темперамент и физическое воспитание
Под темпераментом помают устойчивые, индивидуальные особенности человека, эти особенности определяют динамику психологической деятельности.
От того каким темпераментом обладает человек зависят его быстрота восприятия, принятия решений, темп и ритм деятельности.
Занятия спортом имеют определённые специфические характеристики:
- установка на достижение результатов
- особые интеллектуальные способности (скорость мышления, принятия решения)
- высокая возбудимость
- эмоциональная устойчивость
- регулярное психической напряжение в течении долгого времени
Разные типы темперамента являются предпочтительными по отношению к разным видам спорта. Например, сангвиники предпочитают виды спорта, которые связаны с большой подвижностью и активностью. Люди с этим типом темперамента трудно переносят монотонную деятельность. У них высокая работоспособность, но они не любят кропотливо оттачивать технику.
Холерики предпочитают эмоциональные виды спорта. Они не любят спорт на силу и выносливость. Для них больше подходят игровые виды спорта.
Для флегматика достаточно сложно переключаться с одного вида деятельности на другой, реакции достаточно медленные. Но если навык сформирован, то он обладает повышенной устойчивостью. Люди с этим видом темперамента любят монотонные не быстрые упражнения, тщательно отрабатывают технику.
Для меланхоликов характерна повышенная ответственность, но с другой стороны они имеют низкую работоспособность, плохо справляются со внешними раздражителями. Для них больше подходят индивидуальные виды спорта.
В зависимости от психических особенностей каждой личности, каждый спортсмен по-разному воспринимает тренировочный материал, это в первую очередь связано с типом темперамента.
Развитие характера в процессе занятия спортом и физической культурой
Всем известно, что спорт оказывает влияние на формирование характера.
Под характером понимают совокупность психических свойств, которые определяют поведение человека.
Человек решая заняться каким-то видом спорта, постепенно сам того не замечая, начинает меняться. Например, занятия аэробикой придают девушку больше женственности. Если человек эмоционально раним, то для таких людей как нельзя лучше подошли бы силовые тренировки или занятия единоборствами. Если человек хочет развить свои коммуникативные навыки, то лучшим образом в этом может помочь командный спорт.
В целом спорт положительно влияет на личность человека, он помогает личности развить такие качества как общительность, чуткость, отзывчивость. Спорт развивает трудолюбие, в то время как лень и безответственность быстро ликвидируются.
Развитие воли в процессе занятия спортом и физической культурой
Человеческая воля проявляет себя в преодолении трудностей и достижении успехов. В спорте достаточно много случается преград на пути к желаемой цели. Преграды условно делятся на внутренние и внешние. Внешние преграды подразумевают тактику борьбы, условия проведения соревнования, тренировки и т.д. Внутренние препятствия связаны с психическим и физическим состоянием человека. Внешние препятствия имеют прямую взаимосвязь с внутренними. Для того чтобы преодолевать препятствие человеку необходима сильная воля. Психологи считают, что спортсмен должен обладать и воспитывать в себе ряд определенных качеств, например:
- целеустремленность
- настойчивость
- упорство
- решительность
- инициатива
- выдержка
- самообладание
Спорт положительным образом сказывается на развитии воли человека. Во-первых, это связно с тем что человек может самостоятельно дозировать степень трудности упражнений и постепенно преодолевать препятствия. Во-вторых, в спорте человек намного чаще сталкивается с трудностями чем в обычной жизни.
Эмоции и физическое воспитание
Как вы уже поняли спорт сильнейшим образом влияет на формирование личности, он даже способен справиться с некоторыми психологическими проблемами.
Во-первых, спорт помогает человеку выплескивать лишнюю негативную энергию, например, агрессию.
Занятия аэробными видами спорта положительно влияют в первую очередь на физическое состояние организма, запускается плодотворная работа эндокринной системы. Занимаясь спортом в организме человека происходит выброс эндорфина – «гормона счастья». На определенно этапе человек начинает получать удовольствие от занятий спортом.
Мотивация при занятиях физической культурой и спортом
Мотивация актуальна для всех как для профессиональных спортсменов, так и для любителей, так и для обычных людей, которые не занимаются спортом. Для того что бы достичь определенных целей человеку нужна адекватная мотивация.
Мотивация предполагает наличие обстоятельств, которые побуждают человека к занятиям.
Существует три основные группы мотивов:
- физиологические
- социальные
- психологические
Источники мотивации в свою очередь подразделяются на внутренние и внешние.
К внешним относятся награды, призы, к внутренним относятся признание, самоуважение.