Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психическая саморегуляция как фактор повышения стрессоустойчивости у студентов

Учебная деятельность студентов как источник стресса

Определение 1

Психическая саморегуляция – это целенаправленное психическое самовоздействие, регулирующее психическую деятельность.

Учебная деятельность студентов является очень напряженным видом деятельности как в интеллектуальном, так и в эмоциональном плане. Относительно учебного стресса единого определения пока не существует, но, ряд специалистов считают, что учебный стресс возникает при ощущении напряжения и студент не может с ним справиться.

На появление учебного стресса влияет ряд факторов, среди них – нерациональное планирование времени, недостаточная продолжительность и качество сна, условия обучения, большая нагрузка, наличие задолженностей, потеря интереса к учебе, конфликты с одногруппниками и преподавателями.

Негативное влияние стресса на эмоциональный фон и трудоспособность имеет свои последствия – это раздражительность, затрудненная концентрация внимания, подавленное настроение, апатия и др.

Поскольку учебная деятельность является ведущей для студента, то, безусловно, он будет испытывать стрессовые нагрузки.

Значительной причиной стресса в первый год обучения будут глобальные перемены в его жизни, это самый сложный этап, связанный с большими трудностями.

В период сессии, студент испытывает экзаменационный стресс, осознавая, что это обязательная процедура обучения в высшем учебном заведении. Экспериментальные исследования показали, что в организме студентов максимальные изменения происходят до сдачи экзаменов за несколько недель.

Во время подготовки к экзаменам выделяется несколько неблагоприятных факторов – это интенсивная умственная деятельность, ограниченная двигательная активность, нарушение режима.

Во время учебы для каждой конкретной ситуации студент должен находить те или иные способы деятельности. Как субъекту учебной деятельности, ему приходится самому организовывать деятельность в соответствии с требованиями того учебного заведения, в котором он учится.

«Психическая саморегуляция как фактор повышения стрессоустойчивости у студентов» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

При несоответствии деятельности требованиям возникает ситуация напряженности, которая тоже может стать причиной стрессового состояния.

В период адаптации к студенческой жизни из-за продолжительного переживания стресса формируются типичные синдромы:

  • психический инфантилизм, проявляющийся в деградации интеллектуальных функций и сниженной способности к самостоятельной регуляции деятельности;
  • синдром избегания с признаками асоциального поведения, заторможенности, депрессии;
  • астенический синдром с острым истощением нервной системы;
  • «студенческая апатия» – проявляется данный синдром в снижении работоспособности, неудовлетворенности учебным заведением, потерей интереса к учебе;
  • «экзаменационный невроз», возникающий в период подготовки и сдачи экзаменов.

Для большинства синдромов дезадаптации характерными являются признаки истощения, сниженной умственной активности, регуляции поведения. Данные синдромы возникают не только на первом курсе, формироваться они могут и у студентов старших курсов, как следствия накопленных стрессовых воздействий.

На возникновение и переживание стресса большее влияние оказывают субъективные факторы.

Замечание 1

Только от личностных особенностей самого студента, его уверенности в себе зависит, станет или нет какая-либо ситуация причиной стресса.

Психическая саморегуляция студентов

Задачей современного образования является формирование у студента эффективной учебной деятельности, самостоятельности и активности.

Саморегуляция, сформированная адекватно, является психологической основой самостоятельности. Саморегуляция связана с регулирующим психическим отражением и относится к сознательному управлению собственным поведением.

Если исходить из этого, то саморегуляция не является непроизвольным психическим процессом. Саморегуляция, по мнению Б. В. Зейгарник, является сознательным процессом управления собственным поведением и имеет два уровня – операционально-технический и мотивационный.

На первом уровне происходит сознательная организация деятельности. Мотивационный уровень включает волевую регуляцию и саморегуляцию. Студент во время саморегуляции учебной деятельности ставит перед собой цель и достигает её, применяя знания, умения и навыки, полученные в процессе обучения. Реализация учебной деятельности происходит на основе познавательной активности студента.

Типичные способы саморегуляции психических состояний были выявлены в исследованиях О.А. Прохорова. К ним относятся самовнушение, самоубеждение, настрой, сосредоточенность, общение, анализ ситуации, двигательная разрядка и самоанализ.

От того, как развивается и формируется система саморегуляции личности, зависит её личностное становление, успешность в учебе и профессиональном самоопределении.

О влиянии личностных особенностей на деятельность через сложившиеся индивидуальные способы саморегуляции одной из первых говорила В.И. Моросанова. Она считает, что только индивидуальные особенности человека могут объяснить, каким образом он планирует достижение поставленной цели с учетом условий окружающей среды, оценив и скорректировав свою деятельность.

Г.С. Никифоров в рамках деятельностного подхода саморегуляцию определил как сознательное воздействие человека на его психические свойства, явления, процессы, состояния, собственное поведение с целью поддержания, сохранения или коррекции их протекания.

В.П. Бояринцев считал, что саморегуляция – это механизм обеспечения внутренней активности человека различными психическими средствами.

Высшее образование дает студенту необходимые знания для профессиональной деятельности, дает умения и навыки. Поскольку учебная деятельность изменяется и усложняется, то для успешного выполнения требований преподавателей, студент обязан обладать саморегулирующими компонентами личности:

  • организационно-деятельностными,
  • эмоционально-волевыми,
  • интеллектуальными,
  • коммуникативными.

Рекомендации по формированию стрессоустойчивости

Результаты проведенных исследований говорят о том, что стрессоустойчивость студентов снижена в области эмоционального и интеллектуального напряжениям, поэтому был составлен ряд рекомендаций по формированию и развитию стрессоустойчивости во время обучения в высшем учебном заведении:

  • разработать в своей деятельности систему приоритетов – сегодня, позднее, когда будет время;
  • достигнув предела, научиться говорить «нет»;
  • наладить прочные отношения с преподавателями;
  • выяснять непонятную информацию или требования преподавателя;
  • включить в свой график продуктивный отдых;
  • при возникновении высокого уровня стресса пересмотреть значимость данной ситуации;
  • забота о своем физическом и эмоциональном состоянии – питание, закалка, отдых, физические упражнения.

Снижению стресса и повышению стрессоустойчивости помогают такие методики:

  • аутогенная тренировка;
  • методы релаксации;
  • метод биологической обратной связи;
  • физиологическое переключение – массаж, баня;
  • активное переключение – плавание, путешествие, физическая работа;
  • позитивное восприятие мира, хобби, общение с животными и близкими людьми.

Чтобы быстро снять стресс и успокоиться специалисты рекомендуют использовать такие приемы – эмоциональный перенос, изменение масштаба событий, попытка взглянуть на переживания из далекого будущего со стороны, использовать дыхательные упражнения, волевые усилия по сокращению мышц, представить и ощутить полную расслабленность

Дата последнего обновления статьи: 29.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot